Вода и воздух

В Казахстане стоимость квот на выбросы парниковых газов может увеличиться в 15 раз

  В Казахстане стоимость квот на выбросы парниковых газов может увеличиться в 15 раз
Усиление углеродного регулирования прибавит ежегодные затраты отечественных компаний

Казахстан планирует сократить бесплатные квоты на выбросы парниковых газов, выделяемые для крупных промышленных «загрязнителей». Усиление углеродного регулирования может увеличить ежегодные затраты отечественных компаний на покупку квот с текущих $5,6 млн до $6,6 млрд с 2023 года. 

Система торговли выбросами (СТВ) в Казахстане охватывает выбросы только углекислого газа (CO2) крупных «загрязнителей», что составляет около половины всех эмиссий парниковых газов (ПГ) в стране.

V-Kazaxstane-stoimost'-kvot-na-vy'brosy'-parnikovy'x-gazov-mozhet-uvelichit'sya-v-15-raz.jpg

В Казахстане бесплатные квоты распределяет АО «Жасыл Даму» – подведомственная организация Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК. При превышении квот компании могут приобрести их у других предприятий на биржах «Каспий» (CCX), Modern Trading Solutions и СТВ, на аукционах «Жасыл Даму» (которые пока не проводились) или друг у друга напрямую.

Объемы сделок, которые были рассчитаны на покрытие реальных эмиссий за 2013–2015 годы, составили не менее $8,6 млн, в 2018–2020 годы  –  $5,6 млн. С 2018 по 2020 год в стране в общей сложности совершили 52 транзакции и реализованы квоты в объеме более 5,6 млн т CO2 – такая оценка, сделанная компанией HS Markit, приведена в Национальном энергетическом докладе Kazenergy-2021 (НЭД).

При этом в 2018 году торговля квотами не проводилась, в 2019 году зарегистрировано три сделки, в 2020-м – две, с апреля по конец июля 2021 года – шесть.

«В 2018–2019 годах компании почти не торговались, так как квоты были распределены сразу на три года (ранее власти утверждали квоты сразу на три года, с 2021-го квоты утверждаются на один год – «Курсив»), и компании покрывали дефицит 2018 года из объемов на 2019-й. Кроме этого, основной объем необходимых квот уполномоченный орган распределил бесплатно. В 2020 году запаса уже не было. Поэтому компании, которым не хватало своих квот, покупали их в 2021-м (по закону это можно делать – «Курсив»), чтобы закрыть прошлый период», – объясняет Эрик Танаев, президент биржи CCX, на которой проходили основные торги квотами.  

В 2021 году главным покупателем выступил энергетический сектор, а продавцом – нефтяной. Основные средства нефтегазовых предприятий более современные и уровень эмиссий у них ниже, чем у ГМК и энергетиков. Кроме того, компании провели 28 прямых сделок по покупке и продаже квот, стоимость которых не раскрывалась уполномоченным органом.  

V-Kazaxstane-stoimost'-kvot-na-vy'brosy'-parnikovy'x-gazov-mozhet-uvelichit'sya-v-15-raz_1.jpg

Квоты подорожают

Результаты торгов показывают, что цены на квоты в 2018–2020 годах оставались низкими и не превысили котировки 2014–2015 годов, когда средняя стоимость одной тонны CO2 сложилась на уровне $3,38. По данным НЭД Kazenergy, в ряде случаев торговали дочерние предприятия одной и той же компании. 

«Складывается впечатление, что участники рынка неофициально договорились сохранить цену квот на выбросы углерода на уровне 500 тенге ($1,2) за тонну  CO2, зарегистрированном на CCX, тем самым сведя на нет рыночную основу механизма. Немаловажно отметить, что в июле 2021 года оператор системы торговли выбросами «Жасыл Даму» изъял 15,2 млн т квот (углеродных единиц) у 42 компаний с целью ограничить объем предложения и повысить цены», – отмечается НЭД.  

Текущий год может стать последним, когда государство выделяет компаниям достаточное количество квот бесплатно. В этом году уполномоченный орган распределил 169,2 млн т единиц (на 4,5% больше, чем в 2018–2020 годах, когда квоты составили в среднем 161,9 млн т единиц в год). Однако после принятия нового Экологического кодекса (вступил в силу с 1 июля 2021 года), в котором прописываются объемы снижения выбросов для достижения целей Парижского соглашения, можно ожидать, что с 2022 года Министерство экологии, геологии и природных ресурсов начнет ежегодно сокращать квоты на 3–5%.  

V-Kazaxstane-stoimost'-kvot-na-vy'brosy'-parnikovy'x-gazov-mozhet-uvelichit'sya-v-15-raz_4.jpg

Также Экологический кодекс предусматривает сокращение бесплатных квот – из 100% распределяемых квот часть будет продаваться через аукционы Минэкологии, то есть ими станет торговать еще и государство. Механизм аукциона пока не утвержден. Первые аукционы могут пройти в рамках следующего национального плана распределения квот на 2022 или 2023 год.  

«С каждым разом государство будет увеличивать объем продаж через аукционы. В результате мы придем к тому, что все квоты придется покупать – по аналогии с Евросоюзом», – объясняет Танаев.  

С сокращением бесплатных квот спрос на свободные углеродные единицы повысится, что повлечет их удорожание. По словам Танаева, который ссылается на материалы «Жасыл Даму», минимальная стоимость квоты, необходимая для реализации экологических проектов, должна быть на уровне 15 евро ($17). Согласно Дорожной карте реализации обновленного документа «Определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ в рамках Парижского соглашения) РК на 2021–2025 годы», рекомендуемая цена углеродной единицы должна вырасти с $1,1 в 2021 году до $16,9 за тонну CO2-эквивалента в 2023–2025 годах и до $50,8 за тонну в 2026–2030 годах. Такие цены сделают систему торговли выбросами (СТВ) выгодной для компаний с новым оборудованием, которые имеют избыток квот. Однако в затруднительное положение попадут производители электроэнергии, около 70% которой вырабатывается на угольных теплоэлектростанциях.  

Ужесточение политики

ОНУВ Казахстана предполагает сокращение к 2030 году выбросов ПГ в масштабах всей экономики на 15% от уровня 1990 года – с 386,3 до 328,4 млн т CO2-эквивалента с учетом влияния землепользования и лесного хозяйства (этот сектор экономики не эмитирует, а поглощает углекислоту). Поскольку в 2019 году совокупный объем выбросов ПГ составил 364,5 млн т, то с 2020 по 2030 год Казахстану необходимо снизить выбросы примерно на 36,2 млн т CO2-эквивалента (или на 3,6 млн т ежегодно).  

V-Kazaxstane-stoimost'-kvot-na-vy'brosy'-parnikovy'x-gazov-mozhet-uvelichit'sya-v-15-raz_3.jpg

Однако пока республика не сокращает выбросы такими темпами, которые могли бы помочь стране достичь целевого показателя ОНУВ к 2030 году, считают аналитики IHS Markit. По прогнозу исследовательской компании, отрасль электро­энергетики (основной источник выбросов в РК) с 2020 по 2030 год сократит эмиссии только на 13 млн т CO2-эквивалента (треть необходимого объема сокращения). Стране потребуется снизить выбросы еще на 23 млн т.

Прогноз основан на текущих планах Казахстана по частичному переходу с угля на газ в электроэнергетике, повышению энергоэффективности и увеличению доли ВИЭ (15% к 2030 году). Чтобы достичь целей ОНУВ к 2030 году, РК будет ужесточать углеродное регулирование.

Риски «загрязнителей»  

По оценке EY, изменения в углеродной политике Казахстана могут привести к росту себестои­мости продукции, увеличению капитальных затрат в связи с наличием «цены на углерод» в их структуре и росту тарифов на электроэнергию. По приблизительным расчетам EY, дополнительные затраты на покупку квот (на основе рекомендуемой цены на квоты в Дорожной карте) с 2023 по 2030 год могут превысить $46 млрд. Предполагается, что большая часть затрат придется на компании электроснабжения, где влияние СТВ оценивается в $14,4 млрд. Для металлургии затраты могут составить $6,1 млрд, для добычи сырой нефти – около $2 млрд. 

V-Kazaxstane-stoimost'-kvot-na-vy'brosy'-parnikovy'x-gazov-mozhet-uvelichit'sya-v-15-raz_2.jpg

Стоимость электроэнергии для конечных потребителей может вырасти на 24,12 тенге за киловатт-час. В структуре стоимости 73% (17,55 тенге) – надбавка на покрытие капитальных затрат и 27% (6,57 тенге) – расходы на покупку углеродных единиц. По данным EY, средняя конечная цена электроэнергии для бизнеса в стране в 2020 году составила 21,9 тенге за киловатт-час, для населения – 16,9 тенге за киловатт-час.  

В Казахстанской электроэнергетической ассоциации (КЭА) подтверждают, что покупка недостающих углеродных единиц на рынке повлечет дополнительные финансовые затраты, которые не заложены в текущие тарифы производителей электроэнергии. В КЭА подчеркивают, «свободных средств у предприятий не имеется», участвовать в торгах ПГ энергопроизводящие организации заинтересованы «в случае решения вопроса по источнику финансирования». 

«К предприятиям ежегодно применяется понижающий коэффициент, и выделенных квот из национального плана углеродных квот катастрофически не хватает. При возникновении дефицита квот ПГ возникает риск наложения штрафных санкций на предприятие в 5 МРП за СО2, а также запрета эксплуатации квотируемой установки субъектом квотирования без получения углеродных квот», – добавили в КЭА, обсуждая с «Курсивом» риски для энергопроизводящих компаний.

Это означает, что при ужесточении режима квотирования  электроэнергетические предприятия потребуют повысить предельные тарифы.

Среди крупных «загрязнителей» в Казахстане о планах сократить выбросы заявила только национальная нефтегазовая компания «КазМунайГаз» – на 15% до 2031 года (от уровня 2019-го).

В интервью «Курсиву» заместитель председателя правления по стратегии, инвестициям и развитию бизнеса КМГ Дастан Абдулгафаров уточнял, что прямые выбросы СО2 компании (операционные активы с долей участия 50% и более) в 2019 году составили 7,4 млн т, или примерно  2% от странового объема.

По материалам ресурса

Поделиться с друзьями

Оставьте комментарий