Урбанист Эверт Верхаген : "Любой стране нужны много больших городов!"

Урбанист Эверт Верхаген : "Любой стране нужны много больших городов!"

 Урбанист Эверт Верхаген : "Любой стране нужны много больших городов!"

 

Пандемия изменила не только нашу жизнь, но и облик городов: вспомнить хотя бы непривычные картины пустующих мегаполисов. В рамках прошедшей конференции ЦИПР-2021 ("Цифровая индустрия промышленной России") мы поговорили с урбанистом и футурологом развития городов Эвертом Верхагеном и узнали, какие тренды пандемии останутся, почему России нужно несколько мегаполисов, как Москва, и как будет выглядеть город будущего.

Как пандемия повлияла на нашу городскую жизнь? Например, в период самоизоляции люди переезжали за город, на так называемые в России дачи. Сохранится ли этот тренд? Будем ли мы уезжать из городов?

— Я не думаю, что мы станем уезжать из городов. Еще со средневековых времен существовали смертельные болезни, и люди действительно покидали города, но потом снова возвращались в них. 

Нужно понимать, что дача — это часть города. Это то место, куда тебе удобно ездить именно потому, что оно связано с городом. Когда я бывал в Москве, я поддерживал идею интеграции дачи в городскую инфраструктуру, чтобы люди могли наслаждаться природой, находясь при этом в городе. Благодаря этому и достигается баланс. Чтобы сделать города более пригодными для жизни, мы должны добавить туда больше природы. И дача — отличный пример этого. 

- Для индивидуума дача хороша, но для людей в целом — нет.

Самое важное для общества, если оно хочет расти и развиваться, — это образование детей. Да, вы можете работать удаленно, но для того, чтобы дети могли полноценно учиться, они должны взаимодействовать с другими. 

Например, многие люди, которые живут в фавелах в Рио-де-Жанейро или в Мумбаи, переезжают в эти города ради того, чтобы их дети получили образование. Потому что образование — это единственный путь из бедности. И только в городах вы можете это сделать, потому что города испокон веков — символ знаний, там находятся библиотеки, возможности трудоустройства и другие инструменты для развития. Именно поэтому города процветают. Поверьте, эти люди не жили бы в фавелах, если бы жизнь на "дачах" где-нибудь в глуши была хорошей. Люди уезжают в города, потому что жизнь там лучше, чем вне их, и дети там могут учиться и развиваться. Поэтому наша задача тут — создать города, которые будут безопасными, в том числе безопасными от вируса. В случае коронавируса решениями тут могут быть системы вентиляции и вакцинация. 

Основатель агентства Creative Cities и компании Reuse BV, специализирующейся на переосмыслении промышленных зон и зданий, он участвовал в создании парка Westergasfabriek на месте газовой фабрики в Амстердаме, восстанавливал заброшенные железнодорожные территории Hofbogen BV в Роттердаме, реконструировал скотобойни в Касабланке, был консультантом проекта парка "Зарядье" в Москве. Автор нескольких книг по урбанистике: Creativity and the City (2003), Creative City Perspectives (2009) и New Ideas for Old Buildings (2009).

Поэтому я не считаю, что будет тренд, что люди начнут массово уезжать из городов. Да, некоторые будут жить вдали от больших скоплений людей, но только при условии, что они по-своему будут включены в жизнь города. Например, в Голландии у нас многие люди живут в провинции, но у нас есть хорошие дороги, магазины и т.д. Если человек сейчас уедет в горы на Урал, например, то навряд ли он будет очень счастлив профессионально.

Но чем больше людей будет жить в регионах, тем лучше эти области будут обеспечены инфраструктурой и развиваться, разве не так?

— Я так не считаю. В Японии, например, все живут в городах. За городом нет совсем ничего вокруг — и поэтому правительство страны призывает туристов путешествовать на поезде. Я, например, ездил на машине, и это было бесполезно: за пределами города нет ничего, только трасса и деревья. Поэтому природа максимально нетронутая, а города забитые. В Австралии то же самое: если ты затворник, ты можешь жить в провинции, но в основном люди живут в городах или около городов, чтобы можно было быстро до них добраться.

И в России строить новые такие маленькие города в глуши — бессмысленно и невозможно. Для этого нужно обеспечить их дорогами, магазинами, больницами и прочей инфраструктурой. Да, есть небольшие поселения в Сибири и на Севере есть "вахтовые" города, но они были построены, потому что людям требовалось работать на шахтах. И все эти маленькие монопоселения в России постепенно будут пустеть.

Сохранение исторических малых городов, сложившихся до революции, — еще одна серьезная и сложная задача. Большие перспективные города, такие как Саратов, Волгоград, Екатеринбург, у которых есть идеи и экономический потенциал, интересная история, будут становиться все более популярными.

Но при этом государства все еще заинтересованы в том, чтобы люди приезжали в другие регионы, в том числе малонаселенные. Например, у нас в России есть госпрограммы, в рамках которых людей призывают осваивать Дальний Восток, открывать там бизнес. 

— Я считаю, что это ошибка. Конечно, всегда есть возможность заставить людей куда-то переехать. Например, в Китае богатый человек не может купить большой участок земли и построить большой дом: земли недостаточно, а население огромное, поэтому любые участки используются для сельского хозяйства и производства продуктов питания. И китайцы, которых не устраивают такие правила, эмигрируют в другие страны. Та же ситуация в России. Вы можете заставить людей жить в Сибири или других отдаленных регионах, но они не будут рады этому. То есть там останутся только те, кого заставили переехать, а творческие, талантливые люди, которые реально влияют на что-то, уедут. 

Но, к примеру, возьмем Канаду. Она похожа на Россию — это вторая по площади страна в мире, где много незаселенных территорий. При этом никто не заставляет никого куда-то ехать. И бо́льшая часть населения живет на юге, где расположены основные города, лучше погода и больше возможностей. Остальная часть страны практически пустая. При этом у них тоже есть аналог дачи — небольшие частные дома у озера, на природе, к которым многие добираются с помощью частных самолетов. И здесь баланс: они ездят на выходные на природу, но живут в городе и получают все блага цивилизации. И это, я считаю, идеальный вариант того, как должны развиваться города. 

В России города на Дальнем Востоке станут востребованными, когда они будут иметь экономическую оправданность, когда они смогут предложить людям хорошее образование, уникальные услуги, что-то еще, о чем люди действительно мечтают. Если ваша цель только в том, чтобы переместить людей из точки А в точку Б, то это бесполезно. Это не сработает. 

И самая главная задача тут — не в том, чтобы все россияне переехали в Москву (потому что просто всем не хватит места), а в том, чтобы создать возможности вокруг жизнеспособных больших городов, таких как Саратов, Казань, Владивосток и т.д. Каждый из этих городов должен стать привлекательным по-своему. Как в Австралии и Канаде, где есть несколько главных больших городов.

Когда у вас только одна Москва, где живут и работают 20 миллионов человек, и еще 100 с лишним миллионов остального населения, которые мечтают переехать в Москву, то, очевидно, у вас будут проблемы. Поэтому в России должно быть несколько таких больших привлекательных городов, как Москва.
И с этой ситуацией сталкиваются не только в России: в Великобритании есть Лондон, и он намного больше, чем остальные города в стране, во Франции Париж значительно больше, чем другие французские города.

И в России уже постепенно все идет к этому. Например, в Волгограде есть много людей, которые приехали туда и остались: там есть красивый парк, река, возможности, университеты. И ты можешь всегда добраться до Москвы на поезде или на самолете. У Волгограда есть все шансы конкурировать с Москвой. И то же у Казани, Саратова и других — у всех этих городов намного больше шансов, чем у северных, как, например, Мурманск, где очень холодно и темно.

В идеале нужно сделать так, чтобы люди хотели остаться там, где они родились, чтобы они были привязаны к родине. При этом важно, чтобы они могли жить там полноценной жизнью, чтобы они могли там состояться.     Но если вы будете их заставлять остаться, то в конце концов проиграете, и все талантливые перспективные молодые люди начнут уезжать. Люди голосуют ногами: они едут туда, где есть возможности, особенно когда они молодые. 

А как пандемия изменила миграцию? Выиграют ли более изолированные страны, где было зафиксировано меньшее число заражений?

— Я так не думаю. Например, Новая Зеландия находится очень далеко от остального мира. Да, они смогли быстрее справиться с пандемией, потому что закрыли границы, но они заплатили за это большую цену. И те люди, которые там остались, теперь никуда не могут уехать. И большинство из них — это иммигранты, которые раньше часто ездили в Европу к своим родственникам и близким. А сейчас это прекратилось — у меня много знакомых из Новой Зеландии, которые сейчас не могут никуда выехать. Да, вирус побежден, но минус в том, что мы не можем соединиться со своими родными и друзьями.

У нас в Амстердаме многие молодые люди во время локдауна все равно ходили на тайные вечеринки, потому что желание общения пересиливает чувство опасности. И то же самое с миграцией: правительства могут считать, что могут всех запереть внутри, но никакие заборы не остановят людей от стремления переезжать из одного места в другое. 

Опишите город будущего. Например, увидим ли мы летающие машины?

— Я думаю, что летающие машины станут реальностью — они уже существуют, это нечто среднее между дроном и вертолетом. Они уже здесь, около 25 компаний только в США и Европе занимаются их разработкой. Но в чем нюанс. Когда появились машины, они заменили кареты с лошадьми. Но даже в современных машинах структура осталась примерно той же - это корпус с четырьмя колесами, просто заменили лошадь на мотор. И с летающими машинами то же самое - они остаются по дизайну почти такими же, но меняется инфраструктура — это теперь не дороги, а небо. Мы никогда не использовали небо. Да, у нас есть самолеты и вертолеты, но нет регулирования в ситуации, когда взлетят тысячи таких летающих машин. Компьютерные технологии помогут нам решить проблему создания правил для таких аппаратов. Тестирования начнутся с маленьких городов, где машины заменят дроны, и уже потом будет создано регулирование для остальных мест.

Но самое важное, на мой взгляд, что будет в городах будущего, — так это то, что они станут более сбалансированными экосистемами: мы научимся интегрировать природу в наши города, решим проблему с водой и чистым воздухом. И такие города будут самыми привлекательными. 

А как будут выглядеть города с точки зрения архитектуры?

— Дома будут компактными, но не одинаковыми. Мы найдем баланс между городом и природой, а однообразные блочные дома уйдут в прошлое. Да, люди будут жить и в высотных зданиях, но я не думаю, что они будут очень распространены. Скорее, преимущество получат дома средней высоты, как в Бразилии, Испании, Китае, где у каждого дома есть свой стиль.