фото: nbchr.ru
По сравнению с прошлым годом казахстанские пчеловоды в этом году увеличили экспорт меда более чем в два раза. Но даже при этом за границу они направили всего 1,5% произведённого ими продукта. Что мешает отечественным производителям закрепиться на мировом рынке меда, разбирались аналитики Energyprom.kz, передает портал Качественный Казахстан.
Как отмечают авторы исследования, с 2017-го по 2021 год отечественные экспортёры каждый год наращивали поставки. Ситуация резко изменилась в прошлом году, когда продажи за рубеж уменьшились сразу в 3,9 раза, с 225,4 тонны до 58,1 тонны. Это связано с тем, что главный покупатель казахстанского мёда — Узбекистан — уменьшил объёмы закупок почти в семь раз.
«За первые девять месяцев 2023 года казахстанские пчеловоды увеличили экспорт мёда в 2,1 раза. В другие страны на продажу было отправлено 69,9 тонн сладкого продукта. Не исключено, что особой радости это достижение фермерам не доставило: из-за снижения экспортной цены отечественные поставщики заработали не больше, а даже на 19,7% меньше, чем при меньших объёмах поставок год назад. По данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, экспорт мёда в денежном выражении за первые три квартала текущего года составил всего 100,1 тыс. долл. США, тогда как в январе–сентябре 2022-го он достигал 124,7 тыс. долл. США», – поделились статданными аналитики.
Они дополнили, что в текущем году Узбекистан также остался основным покупателем медовой продукции Казахстана. Доля этой страны в экспорте составила 62,9%.
«Иметь покупателя-соседа хорошо, только вот экспортная цена мёда именно для Узбекистана является одной из самых низких в сравнении с другими импортёрами: всего одна тысяча долларов США за тонну. Меньше платит за казахстанский мёд только Россия (0,7 тыс. долл. США за тонну), но в РФ экспортируется совсем немного этого товара. Оказывается, выгоднее всего продавать мёд в Гонконг или ОАЭ, которые готовы платить по 16 тыс. и 10,4 тыс. долл. США за тонну соответственно. Хорошую цену даёт и Китай: 7,6 тыс. долл. США. Все приведённые данные по средней экспортной цене для каждой страны — расчётные», – пояснили авторы исследования.
При этом они отметили, что казахстанские пчеловоды и рады бы продавать больше продукции в дальнее зарубежье, но существует проблема выхода на такие привлекательные экспортные рынки.
Например, чтобы стать поставщиком для ОАЭ, нужно пройти проверку, сдать документы для включения в Реестр одобренных предприятий для экспорта в королевство ОАЭ. По данным Министерства сельского хозяйства РК, на конец февраля в реестре насчитывалось всего 14 казахстанских крестьянских хозяйств.
Очень серьёзные требования предъявляют для импортного мёда и европейцы. В 2023 году в списке покупателей казахстанского мёда нет ни одной европейской страны. В ноябре Минсельхоз РК организовал для пчеловодов встречу с представителями Института безопасности пищевых продуктов, здоровья животных и окружающей среды Латвии. Эксперты должны помочь нашим фермерам продвигать казахстанский мёд на рынки Европейского союза.
«В прошлом году экспорт мёда составлял ничтожно малую долю в общем объёме экспорта из Казахстана: всего 1,5%. Из 3,9 тыс. тонн произведённой продукции на экспорт было отправлено всего 58,1 тонны. Одна из самых «медоносных» областей страны — Восточно-Казахстанская — из полученных 1,8 тыс. тонн экспортировала лишь 6,3 тонны. В сравнении с другими регионами доля экспорта очень мала: 0,3%. Для сравнения: пчеловоды Туркестанской области отправили за границу 11,8% произведённого мёда (или 26 тонн), Алматинской — 5% (или 12,8 тонны), Жетысуской — 4,4% (или 12,8 тонны)», – констатируют аналитики.
Ими также отмечено, что Восточно-Казахстанская область лидирует и по численности пчелосемей. Из 218,4 тыс. учтённых пчелосемей в Казахстане 41,6% (или 90,9 тыс.) приходится на ВКО.
Что касается численности пчелосемей в целом по Казахстану, то в прошлом году этот показатель достиг максимального за последние несколько лет значения. Рост происходит за счёт активного развития пчеловодства в южных и восточных регионах страны.
«Одной из важных проблем экспортно ориентированного пчеловодства является то, что основную часть производителей составляют мелкие пасеки. При небольшом количестве ульев, которые к тому же нередко кочуют с места на место, пчеловодам сложно вводить процессы автоматизации и промышленной упаковки, регулярно сдавать товар в лаборатории, проходить аккредитацию и т. д. По статистике, в прошлом году 50,4% пчелосемей принадлежали хозяйствам населения. Ещё треть пчелосемей в 2022-м приходилась на индивидуальных предпринимателей и небольшие крестьянские хозяйства», – дополнили авторы исследования.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через