http://www.rusnauka.com/25_DN_2008/Pedagogica/28672.doc.htm
Таюпова Элеонора Камильевна
Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова
Особенности дополнительного образования детей в республике Казахстан как особой многоуровневой педагогической системы
В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей.
Дополнительное образование детей как особая образовательная система и специфический тип образования имеет относительно краткую историю в нашей стране. Но современный статус и имеющийся потенциал дополнительного образования был сформирован на протяжении длительной истории разнообразной деятельности учреждений внешкольной работы. Можно сказать, что отрицательным наследием прошлого стало понимание основного предназначения учреждений и программ дополнительного образования детей в качестве обслуживающих школу. Известные социально - экономические, идеологические и политические изменения 90-х годов в нашем обществе привели к смене ценностных ориентиров и серьезному сокращению финансирования образования. Эти изменения не только повлекли за собой сокращение числа учреждений внешкольной работы, но и стимулировали принятие кардинальных государственных решений по изменению их функционального предназначения, места в системе общего образования.
Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен. Однако его практическое использование и законодательное оформление отличаются исключительной дивергентностью. Отсутствие четкости и нормативной корректности исходных понятий, несомненно, создает сегодня основное проблемное поле системного становления этого типа образования на всех уровнях управления - от педагога и учреждения до любого масштаба территории, государства в целом. Можно сказать, что дополнительное образование детей - реально действующая подсистема образования, для которой не закончился процесс ее теоретического осмысления, социально - культурного самоопределения и нормативно - правового утверждения.
В Законе «Об образовании» РК от 7 июня 1999 года дополнительное образование рассматривается как процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней, куда входят: дошкольное воспитание и обучение; среднее образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование [1].
Уровни дополнительного образования представлены нами в схеме.
Уровни дополнительного образования
Следует отметить, что в первоначальной редакции Закона Республики Казахстан «Об образовании» (от 7 июня 1999 года № 389 - I) [1] был обозначен один вид системы дополнительного образования, как для детей, так и для взрослых, то вносило много сложностей и неразбериху в понимание данного вида образования. В новой редакции вышеуказанного Закона (от 12 января 2007 года № 222 - III) было уточнено что, (Гл. 4, ст. 23): «…образовательные учебные программы дополнительного образования в зависимости от содержания и направленности подразделяются на учебные программы: дополнительного образования обучающихся и воспитанников; переподготовки и повышения квалификации специалистов» [2,с.10].
Долгие годы понятие «дополнительное» в казахстанском образовании было связано исключительно с дополнительными учебными занятиями в школе как одно из средств помощи отстающим и неуспевающим учащимся. Дополнительные учебные занятия проводились во внеучебное время с небольшой группой учащихся или индивидуально с целью оказания помощи отстающим школьникам в ликвидации пробелов в занятиях и включения их в работу всего класса, а также воспитания у учащихся веры в свои силы и возможности. Наряду с дополнительными учебными занятиями с отстающими существовала внешкольная работа – образовательно-воспитательная работа с детьми, которая проводилась внешкольными детскими и культурно-просветительными учреждениями, органами народного образования, пионерскими, комсомольскими, профсоюзными и другими общественными организациями. По сути, это было то же самое дополнительное образование, но иного уровня и содержания.
Директор Республиканского учебно-методического центра Н.Д.Жамадилов, в своей работе указывает на то, что в 90-х годах произошло превращение внешкольных организаций в организации дополнительного образования детей и юношества, а само дополнительное образование в наше время стало важным и неотъемлемым компонентом общего среднего образования [3, с.26].
Дополнительное образование как понятие появилось с выходом Закона Республики Казахстан «Об образовании» 7 июня 1999 года [1] и продолжает свое эволюционное развитие. Дополнительное образование, согласно Закону, трактуется как процесс обучения и воспитания, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней, куда входят дошкольное, общее, высшее и профессиональное образование. Дополнительные образовательные программы реализуется во внешкольных организациях, которые создают условия для личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда детей, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга [2,с.10].
Вслед за этим, 22 июня 2001 года постановлением Правительства Республики Казахстан утверждается «Положение о деятельности внешкольных организаций» [4], регулирующее все вопросы, связанные с внешкольными учреждениями, к которым, согласно данному Положению, относятся дворцы, дома, центры, комплексы, студии детского и юношеского творчества; станции и базы юных техников, туристов, натуралистов; детские музыкальные, художественные и спортивные школы, школы искусств; клубы по интересам; спортивные, оздоровительные, туристические лагеря; детские парки, стадионы, галереи и другие организации. Перед внешкольными организациями, согласно Положению, ставятся следующие задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей, реализации их способностей; организация содержательного досуга; формирование гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни подрастающего поколения; адаптация детей к жизни в обществе [4].
Дополнительное образование детей имеет значительный педагогический потенциал: выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности; в процессах дополнительного образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства; построенное на освоении различных видов деятельности, дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству; в сфере дополнительного образования на основе общности личностных интересов ребенка и взрослого интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций; дополнительные образовательные программы, становясь зоной ближайшего развития ребенка, содействуют воспитанию его «культурной одаренности»; дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органичному сочетанию видов организации досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения через решение проблемы занятости детей.
К функциям дополнительного образования детей мы, вслед за А.Г.Асмоловым, известным исследователем этой проблемы, относим: учебно-информационную; ценностную; личностно-образующую; психолого-терапевтическую; обеспечения занятости детей в свободное время; социальной адаптации [5,с.7].
Система дополнительного образования, как утверждает В.А.Березина, в целом является частью общей системы образования и представляет собой совокупность следующих компонентов: ребенок как субъект образования; педагог дополнительного образования; дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности; образовательные организации дополнительного образования детей; детские и молодежные общественные организации, основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования детей; семья (родители, их законные представители); ресурсное обеспечение системы (кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое); органы управления образованием [6, с28].
Система дополнительного образования детей является открытой системой, так как активно взаимодействует с окружающей средой в различных аспектах: информационном, организационном, кадровом, предметном, содержательном и т.д.
Дополнительное образование детей по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное – по выбору, по характеру, «по душе». Выступая как мощное средство формирования мотивации развития личности, дополнительное образование посредством обмена видами деятельности способствует расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Личность формируется в постоянной деятельности, преодолении себя, в переживании горя и радости, в сопричастии к общению, большому настоящему делу. Очень важно относиться к ребенку как субъекту жизнедеятельности и собственного развития. Система дополнительного образования детей – это не предлагаемая ребенку готовая социально-культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, помогает подросткам в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил и знаний, которые дети получают в школе. Главное – в условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, реализовывать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и имеют возможность полноценной организации свободного времени. А значит, ребенок социально реализует себя, готовится к освоению профессии, и в результате – у него больше шансов достичь успехов в будущем.
В нашей республике накоплен опыт внеклассной и внешкольной работы в системе дополнительного образования детей. Более 50 лет успешно работают старейшие организации дополнительного образования в Атырау (областная станция юных натуралистов), Павлодаре (станция юных техников), более тридцати лет активно работают организации дополнительного образования в городах Оскемен, Караганды, Актобе, Талдыкорган, Сатпаев, Шымкент, Кызылорда и других.
Система дополнительного образования детей стала особенно активно развиваться в последние десятилетия. Повышается качество образовательного и воспитательного процессов, осваиваются инновационные программы и технологии системы дополнительного образования детей и юношества.
Для оказания помощи внешкольным организациям нашей республики в методологическом обеспечении постановлением Правительства Республики Казахстан за № 481 от 28 апреля 2004 года Республиканский Дворец школьников переименован в Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования.
Итак, дополнительное образование детей является особой сферой современного общего образования. Его отсутствие вряд ли может быть компенсировано использованием других источников общего образования. Есть основания полагать, что для ряда учащихся дополнительное образование на отдельных этапах процесса общего образования является не только необходимым, но и ведущим его компонентом.
Список использованной литературы:
Закон Республики Казахстан «Об образовании»//Электронный справочник«Законодательство РК». – Алматы: Юрист, 2004.
- Закон Республики Казахстан «Об образовании».//«Казахстанская правда, 15 августа 2007. – С. 9-11.
- Жамадилов Н.Д. Позаботимся о наей опоре и надежде // Столичное образование. – 2004. - № 3. С.24-27.
- Положение о деятельности внешкольных организаций от 22.06.2001 г.
- Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. //Внешкольник. – 1997. - №9. С. 6-8.
- Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. канд. пед. наук. – Москва, 1998. – 145 с.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через