Внедрение Set Retail неизбежно приводит к повышению эффективности, нужно только выбрать, где усилиться или какую «фишку» внедрить
Алматинская компания «ПРОСИСТЕМЫ» уже 10 лет внедряет программные решения и поставляет торговое оборудование и ИТ-решения для ритейлеров Казахстана — и постоянно ищет новые возможности развития бизнеса клиентов за счет цифровых технологий.
В прошлой статье Антон Славиковский, гендиректор ТОО «ПРОСИСТЕМЫ», делал обзор функциональности кассового решения Set Retail, которое используется в десятке казахстанских торговых сетей, делая акцент на плюсах системы для IT-отдела. Сегодня — время конкретики и кейсов.
По мнению Антона, внедрение Set Retail неизбежно приводит к повышению эффективности, нужно только выбрать, где усилиться или какую «фишку» внедрить. Разработчики закладывают в систему инструменты, настройки и сервисы, с которыми торговые сети сокращают издержки, развивают свой бизнес и привлекают покупателей. Примеры есть у вендора на сайте — это разные по масштабу и тематике сети, региональные и федеральные, гипермаркеты и магазины на одну-две кассы. Знакомство с кейсами вдохновляет идти и делать так же.
Больше, чем быстрая касса
Set Retail отвечает за работу касс, управляет программой лояльности, весами и весовым товаром, редактированием и печатью ценников — и внутри каждого «модуля» есть инструменты для оптимизации затрат. При этом система открывает доступ к целому семейству продуктов и сервисов, каждый из которых тоже экономит ресурсы ритейлера, решая разные задачи. Set Kit отвечает за работу с заказами покупателей, Set Omni — за омниканальную лояльность. Set Robot следит за данными во внутренних системах, чат-бот Set Galya помогает кассиру с привилегированными операциями. Система видеоаналитики Set Prisma выявляет воровство и ошибки кассиров, сокращая потери на кассах.
В перспективе с развитием маркировки товаров в Казахстане ритейлерам будет полезен сервис Set Mark — он контролирует оборот маркированного товара по всей сети, предотвращая нарушения и штрафы.
Оценим потенциальную экономию
Исходя из параметров торговой сети, можно примерно оценить масштаб потенциальной экономии:
Давайте рассмотрим подробно пункты из этой таблицы, а также другие способы сократить издержки с экосистемой Set.
Экономия в каждом чеке
Отказ от расхода бумаги — не только забота об экологии
Сеть «Азбука вкуса» первой в России предложила покупателям в 2020 году переход на электронные чеки и за 13,5 месяцев с появления опции сэкономила около 100 километров кассовой «ленты» — это 20 деревьев. Система может не печатать и банковский слип, если на нем не нужно расписываться покупателю. Экономя бумагу, ритейлеры снижают нагрузку на кассовое оборудование и затраты на его обслуживание.
Сокращаем расходы на ИТ
Централизация экономит 30-80% ресурсов на поддержку
Кассовые системы многих ритейлеров не поддерживают централизованное управление кассами — в итоге для внедрения любого изменения нужно время ИТ-специалистов и удаленное подключение к каждой из них.
Пивная компания («Лит.ра», одна-две кассы в магазине) с переходом на Set и централизованное управление кассами на 80% сократила затраты на поддержку и доработки кассового софта, в два раза — ресурсы ИТ-специалистов. Если раньше на каждые 100 касс требовались два-три сотрудника и пять рабочих дней в месяц, то сейчас нужен один специалист и один день на обновление. Сеть магазинов в Пензе («Караван» и Duty Free, входят в ГК «Дионис») с Set Retail снизила трудозатраты своего ИТ-отдела минимум на 30%, сократила ФОТ.
Есть пример из Узбекистана — продуктовая сеть HAVAS, помимо стандартных кассовых функций, одной из первых стала использовать модуль Set Scales Centrum, который обеспечивает централизованное управление с единого сервера весами самообслуживания в торговых залах. Это тоже сокращает ИТ-ресурсы, в разы упрощая настройку и обновление оборудования.
Экономия на лицензиях и бесплатных обновлениях
Как я отмечал в прошлой статье, все обновления Set Retail, в том числе вызванные изменениями законодательства, бесплатны. Некоторые ритейлеры приобретают лицензии операционной системы и антивируса на кассовые компьютеры. Поскольку Set Retail работает под Linux — не нужна ни первичная закупка этого ПО при открытии магазинов, ни ежегодное продление лицензий на антивирус.
Снижаем объем списаний
И сокращаем таким образом убытки. В Set Retail встроены механизмы уценки товаров, которые упрощают процесс: импортируются акции на уценку, для товаров с истекающим сроком годности формируются стикеры со скидкой, их нужно только распечатать и наклеить.
Устраняем воровство и финансовые потери
Выявляем махинации на кассах
В системе предусмотрены инструменты для защиты от мошенничества. Set Retail, например, не позволяет несколько раз использовать один скидочный купон, скрывает номер карты на чеке, требует смс-код при списании бонусов.
Система контроля кассовых операций Set Prisma позволяет предотвратить ошибки и нарушения кассиров, выявить махинации — это второй самостоятельный продукт CSI, достойный отдельной статьи. Финансовой стороной своих открытий ритейлеры делятся неохотно, но примеры есть. Сеть из восьми магазинов по 10-15 касс оценила выявленные с помощью Set Prisma потери в 3,5–4 миллиона рублей за год. После тестирования системы нередко увольняют сотрудников, заводят уголовные дела, а на кассах вскрываются махинации, о существовании которых ритейлеры и не подозревали.
Сокращаем потери, устраняя ошибки в данных
Неконсистентность данных, ошибки во внутренних системах (кассовой, ERP) — это еще одна из причин финансовых потерь. Если товар продается по ошибочно низкой цене, то ритейлер недополучает прибыль, по завышенной — начинается отток покупателей.
Есть пример российской сети «ВинЛаб» (супермаркеты напитков). Вместе со специалистами CSI ритейлер оценил масштаб потерь, связанных с ошибками, и внедрил Set Robot DaCo — теперь робот сверяет данные в системах, устраняет расхождения в ценах, штрих-кодах, сроках, поддерживая информацию о товарах в актуальном состоянии. В результате «ВинЛаб» на 90% снизил потери на кассах, вызванные ошибками. За два месяца в 2,5 раза снизилась упущенная прибыль в случае «простоя товара на полке», когда его невозможно продать из-за ошибки или отсутствующей цены. Этот кейс вошел в большой обзор «ИТ в ритейле» от аналитического портала Tadviser, можно ознакомиться подробнее.
Высвобождаем ресурсы сотрудников
Берем на работу электронную Галю — экономим десятки часов
Чат-бот Set Galya позволяет старшему персоналу торговой точки удаленно осуществлять привилегированные операции на кассе (отмену позиции, изменение количества, удаление товара из чека и другие). Из кассовой системы в чат приходит сформированный запрос — и операция подтверждается одним нажатием. В одном из гипермаркетов «Лента» чат-бот помогал кассирам два месяца — обработка запросов с кассы ускорилась в шесть раз, сэкономлено 60 часов в месяц.
Поручаем контроль за данными роботу — сокращаем трудозатраты до 90%
Упомянутый выше «ВинЛаб» после внедрения робота для контроля консистентности данных не только снизил финансовые потери, но и на 90% сократил время сотрудников магазина и ИТ-отдела на устранение ошибок и общение по этому поводу.
Повышаем прибыль
Ускоряем обслуживание покупателей на 3-40%
Практически в каждом кейсе перехода на Set отмечается ускорение работы касс и обслуживания покупателей. Процент разный, от 3% до 40%, притом что не все даже ставят перед собой такую задачу. Ее не ставил, например, магазин спортивных товаров «Декатлон», но сразу после внедрения Set Retail обслуживание покупателей ускорилось на 5%.
Что значат эти 5%? Посмотрим в другом эквиваленте на примере конкретной сети с 450 кассами и средней проходимостью 2,8 миллиона чеков в месяц. Ускорение всего на 3% значит, что гипотетически кассы смогут обслужить на 84 000 покупателей больше. Исходя из размера среднего чека сети — это потенциальное повышение оборота на 25,3 миллиона рублей в месяц, без дополнительных трудозатрат и на прежнем оборудовании.
Подключаем новые источники дохода
К этой категории отнесу открытость системы и возможности Set Retail легко подключать внутренние и внешние сервисы: комиссионную торговлю, торговлю с юрлицами, разные способы оплат (например, по QR-коду, криптовалютой и даже с помощью лица), оплату бонусами партнеров. Плагинная система существенно упрощает процесс интеграции.
Мы сделали интеграцию с Kaspi — теперь ритейлеры могут принимать оплату через Kaspi-терминалы. При выборе кассиром вида оплаты через Kaspi на терминале автоматически высвечивается запрос оплаты через QR, либо клиент может приложить карточку для бесконтактной оплаты. После списания средств в Set Retail автоматически поступает подтверждение транзакции. Таким образом ускоряется оплата, исключаются ошибки кассира при ручном вводе суммы на терминале.
Развиваем онлайн-торговлю
Что есть для развития e-commerce? Сервис Set Kit для работы с заказами покупателей, предварительно оформленных через любой канал, - для их оформления, обработки, хранения и оплаты на кассах. Set Omni поддерживает единые условия программы лояльности для онлайн- и офлайн-каналов.
Размещаем рекламу на купонах и экране покупателя на кассе
С Set Retail к кассе можно подключить второй экран и запустить дополнительный канал коммуникации с покупателями — показывать рекламу, получая прибыль не только от ее конверсии, но и от платы за ее размещение. Система умеет печатать изображения, логотипы и QR-коды на чеках и скидочных купонах, на них тоже можно размещать рекламу партнеров.
Завоевываем доверие покупателей
Модуль лояльности: популярные инструменты и настройка маркетинговых акций за 10 минут
Встроенный модуль лояльности системы покрывает потребности современного отдела маркетинга — 24 типа механик от ведущих ритейлеров можно комбинировать до бесконечности. Как я писал в прошлой статье, зачастую из-за сложности настройки рекламной акции магазины довольствуются примитивными и массовыми акциями, которые снижают прибыль. Интерфейс модуля лояльности Set устроен как конструктор и при работе маркетолога не требует участия ИТ-специалистов.
Счетчики и ограничения — бережем маркетинговые бюджеты
Акции можно гибко настраивать, задавая любые условия: «каждый пятый батон за неделю в подарок» или «скидка 10% до конца месяца при покупке на 60 тысяч тенге». При этом важно, чтобы акция оставалась выгодной для самого ритейлера. С помощью сервиса счетчиков маркетолог настроит условия, основанные на подсчете (товаров, чеков или сумм), а сервис ограничений — проконтролирует, сколько раз сработала акция. Это сократит злоупотребления со стороны сотрудников и покупателей, защитит промобюджеты поставщиков и ритейлера.
Все возможности и настройки не перечислить в одной статье, но моя задача была проиллюстрировать потенциал системы — надеюсь, это было полезно для тех, кто выбирает кассовое решение на перспективу.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через