Как наладить онлайн-продажи микро-, малому и среднему бизнесу из Казахстана

Как наладить онлайн-продажи микро-, малому и среднему бизнесу из Казахстана

CEO российского сервиса Robokassa Татьяна Глазачева и ее казахстанский коллега Владимир Джабаров ответили на вопросы «Курсива». Интервью состоялось за кулисами форума «ФинТех без границ. Цифровая Евразия», где представители платежной системы рассказали о трендах e-commerce между двумя странами.

Модули оплаты для любой платформы

– Татьяна, давайте уточним, на чем специализируется Robokassa?

Татьяна Глазачева: Это финансовый сервис, который позволяет интернет-предпринимателям организовать прием платежей в их магазинах различными способами: банковские карты, терминалы, мобильные телефоны, Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay, электронные кошельки. Robokassa – часть британской финтех-группы Paysend – сети денежных переводов по всему миру.

В России Robokassa является одним из крупнейших платежных сервисов с 19-летней историей. За это время около 330 тысяч интернет-компаний пользовались его услугами.

Владимир, как и с какими целями сервис пришел в Казахстан?

Владимир Джабаров: Robokassa пришла к нам в страну в 2018 году, а полноценно заработала с начала 2020-го. Цели компании в Казахстане такие же, как и в России – помогать микро-, малым и средним компаниям развивать свой бизнес.

Из презентации стало понятно, что вы подготовили несколько решений специально для казахстанских онлайн-продавцов. Можете рассказать о них подробнее?

В.Д.: У мерчанта в Казахстане есть множество болей, особенно если мы говорим о микробизнесе. Допустим, он продает курсы по визажу. Даже сделав сайт при помощи какого-то человека, интегрировать туда платежку для него становится настоящей головной болью. Продавцы, особенно на уровне малых компаний, очень боятся связываться со всем, что связано с банками, финансами и тому подобным. Они видят кипу документов, и у них паника. Robokassa умеет взять это на себя.

Во-первых, мы сделали около 70 модулей, которые можно интегрировать практически во все CMS, которыми пользуются казахстанские компании. То есть владельцу самого минимального бизнеса не нужен айтишник, чтобы подключить платежный модуль.

Допустим, у вас сайт на Tilda, прием платежей в тенге вы можете настроить всего в два клика – берете код у нас и вставляете к себе. И так работает на любой платформе.

Мои знакомые рассказывали, как делали онлайн-марафон на лендинге, но на стадии покупки многие клиенты отпадали из-за не очень понятной схемы оплаты. Внедрив банальную кнопку «Оплатить» с помощью модуля Robokassa, они увеличили конверсию в десятки раз.

В.Д.: Действительно, покупатель не должен делать лишних и непонятных ему действий. Но сейчас мы пошли дальше. Даже если у вас нет сайта, мы предлагаем воспользоваться платежными ссылками. То есть человек написал вам в Instagram, что хочет что-то купить. Вы можете отправить ему платежную ссылку, переходя по которой он попадает на специальную форму. Там он вводит карточные данные, подтверждает их 3D Secure и тут же оплачивает.

Кроме того, у нас есть модуль для сервиса Taplink, который часто используется в Instagram. Оплату можно принимать и через него.

Можно ли сказать, что различные инфобизнесмены, включая блогеров – это тоже ваша аудитория? 

В.Д.: Совершенно верно. Они могли бы продолжать по старинке принимать оплату на карту лично. Но сколько таких оплат можно произвести? 10, 20 в день. А если поток клиентов растет? Или если человек из другой страны хочет оплатить ваш курс и сразу получить к нему доступ, а у вас три часа ночи, и вы в это время спите? С помощью модуля от Robokassa клиент производит оплату и тут же автоматически получает доступ к контенту, причем не важно, где он находится и в какое время это происходит.

Сколько компаний из Казахстана вы уже подключили?

В.Д.: За полтора года их количество превысило 1300.

Открывая страны

Еще одна не очень любимая у продавцов рутинная операция – фискализация. Как Robokassa помогает в этом вопросе?

В.Д.: Действительно, согласно действующему законодательству, при совершении любой покупки – офлайн или онлайн – продавец обязан выбивать фискальный чек.

Обычно это происходит так: в течение дня онлайн-магазин проводит оплаты, а затем вечером продавец садится и все 10, 100 или 300 чеков выбивает собственноручно. Бывает, что покупатель может потребовать чек в момент покупки, и его надо предоставить тут же.

Мы этот процесс автоматизировали, и фискализация происходит в момент платежа. Данные автоматически передаются оператору фискальных данных, тут же выбивается чек, и его при необходимости можно передать покупателю. Что важно, этот сервис мы предоставляем любому нашему мерчанту бесплатно.

- Вы говорили о третьей важной опции для казахстанских онлайн-продавцов. В чем она заключается?

В.Д.: Мы очень хорошо умеем «управлять» разными странами. То есть быстро обеспечивать продавцу прием платежей со всего мира.

Допустим, открытие платежей из Европы через банк у казахстанского интернет-магазина занимает от одного до трех месяцев. Мы стали открывать страны до трех часов. Таким образом у клиентов появилась возможность торговать не только локально, но и по всему миру. К примеру, за полтора года нашей работы продажи из Казахстана в Россию выросли кратно.

E-commerce – это не только рынок Казахстана

Этому и была посвящена часть вашей презентации на форуме «ФинТех без границ»...

Т.Г.: Мы сравнили данные за 2020 и 2021 год. Поток покупателей из Казахстана в России был всегда, и он продолжал расти. Но дав возможность казахстанским интернет-магазинам наладить продажи за рубеж, мы отметили впечатляющий рост.

Какие еще тренды вы выделили по итогам двух лет?

Т.Г.: Мир очень быстро меняется, и благодаря пандемии история E-com создается буквально на глазах. Мы отметили, как в пандемию налаживаются экспортные потоки, как создаются не только проблемы, но и огромное количество возможностей. Растут объемы онлайн-торговли, в ней появляются новые сегменты. И хочу отметить, что быстрей всех реагирует и готов меняться именно микробизнес. То есть пока крупные компании думают и считают, малый бизнес уже все запустил и продает. В том числе за рубеж.

То есть ограничение в продажах за пределами страны было чисто техническим?

В.Д.: Я бы выделил три аспекта. Во-первых, конечно, технический, который мы со своей стороны максимально упростили. Второе – поведение покупателя. До пандемии кто-то боялся покупать в Сети, кто-то предпочитал сходить пешком в магазин. Но поменялись обстоятельства - и получилось «онлайн или ничего». То есть пандемия изменила паттерны поведения, создала совершенно новый потребительский опыт.

Ну и третье: ментально изменился сам казахстанский продавец. Продает ли он товар или контент, доставка становится гораздо проще. И очень важно, что в том числе к нашим компаниям пришло очень четкое понимание: e-commerce – это не только рынок Казахстана, это весь мир.

По материалам ресурса