Как казахстанские банки «привязывают» бизнес к своим приложениям

Как казахстанские банки «привязывают» бизнес к своим приложениям

Казахстанские банки развивают экосистемы не только для физических лиц, но и для юридических. В свои сервисы они добавляют услуги, которые «привязывают» бизнес к банку. Какие решения предлагают БВУ предпринимателям и как выросла доля онлайн-обслуживания клиентов – юридических лиц во время пандемии, узнал «Курсив».

Лица разные важны

Объемы операций юрлиц, проходящие через сервисы дистанционного банковского обслуживания (ДБО), в разы больше, чем объемы транзакций физлиц. В 2020 году, по данным Нацбанка, компании только для оплаты товаров, работ и услуг провели безналичные операции на сумму 75 трлн тенге, это на 6,5% больше, чем в 2019 году (70,4 трлн тенге). Для сравнения: в прошлом году объем безналичных транзакций физических лиц в интернет-банкинге и в мобильных приложениях составил 28,2 трлн тенге.

По словам Юлии Устиновой, директора компании «Бухгалтер24», объемы транзакций МСБ через системы ДБО могут варьироваться от 20 млн до 300 млн тенге в месяц (на одну компанию. – «Курсив»), по микробизнесу и ИП – от двух млн тенге и выше в месяц в зависимости от вида деятельности.  

ДБО сегодня не только канал обслуживания, но и возможность продажи допуслуг, не входящих в расчетно-кассовое обслуживание. Поэтому считается, что доходы банка от ДБО для юрлиц обычно выше, чем от ДБО для физлиц.   

«Во-первых, там (ДБО для юрлиц. – «Курсив») более распространены платные услуги: для бизнес-сервисов в порядке вещей, например, плата за использование интернет-банка. Во-вторых, выше комиссии за платежи. В-третьих, существует много платных сервисов, которые являются частью ДБО и приносят банку дополнительный доход, например валютный контроль, документооборот, зарплатный проект», – отмечает Иван Григоркин, тимлид консалтингового агентства для создания диджитал-продуктов в банковской сфере Markswebb.

Сегодня ДБО казахстанских банков содержат базовый набор услуг: ведение счета, онлайн-операции по депозиту, расчеты и обменные операции, оплата налогов, переводы, начисление заработной платы на карты сотрудников и т. д. 

«В данный момент практически весь комплекс стандартных услуг и продуктов для юрлиц уже предоставляется в режиме онлайн, а по большинству кредитных продуктов это лишь вопрос времени, затрагивающий удаленный доступ к государственным базам данных, вопросы расширения и применения биометрических данных (сетчатки глаза, рисунка отпечатков пальцев; распознавание голоса и лица), а также защиты персональных данных пользователей. Эти меры позволят значительно расширить количество и ускорить уже имеющиеся финансовые сервисы», – считает ведущий аналитик АФК Рамазан Досов.

Хотя, по наблюдениям Ивана Григоркина, не все игроки развивают системы ДБО для бизнеса, некоторые просто поддерживают базовый функционал.

«Не все, например, обновляют интерфейс. У многих он сохранился на уровне дизайн-концепций пятилетней давности. Банки не стремятся вкладываться в интерфейс, хотя развивают сервисы функционально», – отмечает спикер.

С этой точки зрения в банковских цифровых сервисах для юрлиц в Казахстане реализовано большинство базовых сценариев управления расчетным счетом, но пока не хватает сложных задач, таких как оформление новых продуктов, управление бухгалтерией, документооборот в формате конструктора документов.

«Они только начинают внедряться», – добавляет он.  

Среди плюсов в казахстанских ДБО высокий уровень развития валютных сервисов. Однако есть и минус – слабая коммуникация с клиентами.

«Практически отсутствуют чаты, а те, которые есть, неэффективно решают задачи клиентов – например, отвечают в течение дня или могут вообще не ответить. Для сравнения: норма в российских сервисах – несколько минут», – отмечает Иван Григоркин.  

Система вовлечения

Некоторые опрошенные казахстанские банки начали развивать свои ДБО, выстраивая вокруг них экосистемы. Но в отличие от экосистем для частных лиц, экосистемы для бизнеса не выходят даже на уровень самоокупаемости, отмечает Иван Григоркин. Однако они могут быть хорошим инструментом привлечения клиентов и повышения лояльности.

«Поэтому банки встраивают элементы экосистемы прямо в ДБО – бухгалтерию, управление документами, опции по проверке благонадежности контрагентов, финмониторинг. Экосистема для бизнеса привлекает клиентов, которых потом банк монетизирует за счет комиссий», – считает спикер.

Банки разрабатывают такие решения самостоятельно или в коллаборации с другими компаниями. Например, Халык своими силами запустил сервис «ОБухгалтер». С его помощью можно создавать и направлять счета на оплату, сдавать отчетность в налоговую и т. д. ВТБ в копакинге с ТОО «Бухта.кз» также предоставляет бухгалтерское решение, которое позволяет сокращать затраты клиентов.  

Сбербанк сотрудничает более чем с десятью компаниями, предоставляющими различные услуги для бизнеса, например бухгалтерский, кадровый и юридический аутсорсинг, интернет-продвижение и другие.  

Повышенная мобильность  

На сегодняшний день далеко не все изучаемые БВУ (9 из 13) имеют мобильные приложения для юрлиц. Хотя «банк в смартфоне» нужен большинству бизнесменов.

«Порядка 90% предпринимателей МСБ и ИП нуждается в мобильных приложениях для юридических лиц. Они позволяют оперативно просматривать наличие средств на счете, отслеживать движения по нему и в случае необходимости проводить какие-то платежи, например в пользу бюджета или контрагентов», – отмечает Юлия Устинова.

О популярности «банка в смартфоне» свидетельствуют и данные игроков: в прошлом году количество активных ежемесячных пользователей в приложении Халыка выросло на 175% год к году и составило 66 тыс. На начало сентября в мобильном приложении БЦК для юрлиц более 70 тыс. клиентов (+84%).

Kak-kazaxstanskie-banki-«privyazy'vayut»-biznes-k-svoim-prilozheniyam-.jpg

Количество пользователей мобильного приложения для юридических лиц Альфа-Банка по итогам прошлого года превысило 45 тыс., в среднем активные клиенты осуществляли более 123 тыс. транзакций в месяц.  

ForteBank планирует в ближайшее время запустить мобильное приложение для юрлиц.  

Пандемийные онлайн-решения

В период карантинных ограничений некоторые игроки внедряли новые онлайн-услуги для бизнеса – например, открытие счетов онлайн. Сегодня такую услугу предлагают ForteBank, Сбербанк, БЦК, Альфа-Банк и т. д.  

В прошлом году Халык реализовал цифровой кредитный продукт для ИП. «За счет запуска цифрового кредитования общее количество кредитующихся клиентов малого бизнеса увеличилось на 57%, прирост портфеля составил 38 млрд тенге», – отмечается в годовом отчете банка за 2020 год.

К этой услуге присматриваются и другие банки.

По словам Ивана Григоркина, в Казахстане очень активно развиваются сервисы для онлайн-торговли. В этом направлении Казахстан занимает лидирующую позицию в СНГ. В частности, у Kaspi есть мобильное приложение Kaspi Pay (система платежей для бизнеса) с более чем 500 тыс. скачиваний. В приложении бизнесмены могут осуществлять платежи в бюджет, переводы контрагентам, оформлять кредиты на бизнес-цели и т. д.  

В прошлом году оцениваемые банки фиксировали рост пользователей дистанционного банковского обслуживания. В Халыке по итогам 2020 года число пользователей Onlinebank увеличилось более чем на 30%, до 214 тыс. клиентов из общей базы клиентов в 340 тыс.  

То, что спрос на цифровые услуги среди предпринимателей высок, демонстрируют и цифры Сбербанка. По данным фининститута, у него порядка 75 тыс. активных клиентов в ДБО (зарегистрировано около 100 тыс. пользователей). На 1 января 2021 года, согласно данным годового отчета за 2020 год, 98% транзакций компаний проходило онлайн, не менее 70% приходных операций компаний осуществлялось через «самоинкассацию» в банкоматах.  

В ForteBank в 2020-м количество активных клиентов – юридических лиц составило 58,5 тыс., за прошлый год их число выросло на 7%, в том числе благодаря возможности дистанционного открытия счетов для юрлиц. Вслед за этим увеличилось количество пользователей онлайн-банкинга Forte до 44 665 (+35,8%).  

В БЦК также отмечался рост подключенных к ДБО банка клиентов, который составил 42%, по активным клиентам – 36%. По итогам года доля онлайн-транз­акций выросла с 96 до 99%. За август количество активных клиентов в системе интернет-банкинга составило более 44,5 тыс. (+30% к августу 2020-го). Всего количество зарегистрированных клиентов в системе интернет-банкинга БЦК на 1 сентября 2021 года составило более 90 тыс. (+45% в годовом выражении).  

В Евразийском банке на 1 сентября онлайн обслуживается почти 16,8 тыс. клиентов (это 60% от общей базы), с начала года их число выросло на 4261 клиента. На онлайн приходится 99% всех платежей. В БВУ отметили, что в ближайшее время будет запущен новый интернет-офис для юрлиц – Smart Business (сейчас Client’s bank).  

В пресс-службе ВТБ (Казахстан) рассказали, что более 60% их клиентов из сегмента МСБ подключены к дистанционным системам банковского обслуживания. За год (с 1 сентября 2020 года по 1 сентября 2021 года) прирост пользователей интернет-банком для юридических лиц VTB Business составил 25%. Уже более 92% всех платежей клиентов в банке проходит через системы ДБО.


По материалам ресурса