КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Современное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе.
В современных условиях развития общества и модернизации образования в нашей стране особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы в различных звеньях образовательной системы.
Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы, который определяет дальнейший путь развития ребенка. Сегодня перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит задача построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Кроме того, это один из главных образовательных ресурсов системы образования. Дошкольное образование стоит у истоков развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.
В условиях реформирования системы дошкольного образования первостепенную важность приобретают управленческие навыки руководителя детского сада, его умение сделать это учреждение привлекательным в глазах детей и родителей, педагогов и муниципальной власти.
Сегодня растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются современные методические рекомендации, формируется педагогическая среда, внедряются инновационные технологии.
Одним из основных приоритетов современного этапа модернизации российского образования является повышение его качества. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и остросюжетный характер, так как сегодня существует много взглядов, суждений, споров, дискуссий о том, как обучать и воспитывать дошкольников.
Цель ДОУ как образовательной системы - создать условия для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребенка на уровне его индивидуальных возможностей. Дошкольное образовательное учреждение - часть социума в своем микрорайоне, оно связано с ним, испытывает на себе его влияние и само влияет на него.
Понятие «качество» многогранно и емко. В словаре Е.С. Трегубовой [10] оно обозначено как «философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным, это характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. Качество знаний выявляется в качестве многоаспектного анализа усвоения и применения знаний человеком в различных видах деятельности. Основными параметрами качества знаний в системе являются: полнота, глубина, оперативность, гибкость, осознанность» [10]. В толковом словаре оно обозначено как «степень достоинства, ценности, пригодности», и степень эта может в равной мере относиться как к вещи, так и к действию, услуге, системе.
Категория «качество образования» исследуется с точки зрения различных подходов.
- Первая группа исследователей трактует это понятие как сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимые качества личности (Е.В. Бондаревская, Е.П. Тонконогая и др.) [2].
- Вторая - ориентирована на соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности (В.И. Байденко, В.А. Исаев, Н.А. Селезнева и др.) [1,5].
- Третья группа - на соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества (С.Е. Шишов, В.А. Кальней, А.И. Моисеев и др.) [14]. При этом качество образования определяется по совокупности показателей результативности и состояния процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и пр.).
- Четвертая группа - на соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону ближайшего развития личности (М.М. Поташник, В.М. Полонский, В.П. Панасюк идр.) [9, 12]. Качество образования рассматривается в данном подходе как совокупность характеристик образованности выпускника.
- Пятая группа - на способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности (Г.А. Бордов- ский, Т.Н. Шамова, П.И. Третьяков, Г.Е. Володина) [3, 11, 13]. Качество образования здесь рассматривается как свойство, обусловливающее способность образовательного учреждения удовлетворять запросы потребителей разных уровней.
Приведенный анализ подходов к определению понятия «качество образования» позволяет выявить основания к их систематизации, а также расставить акценты в трактовке данного понятия (таблица 3.1).
В мониторинговых исследованиях качество образования в узком смысле рассматривается как категория, характеризующая результат образовательного процесса, отражающий:
- уровень сформированных общетеоретических знаний, практических умений и навыков воспитанников;
- уровень интеллектуального развития, нравственных качеств личности;
Таблица 3.1 - Подходы к определению понятия «качество образования»
Подход |
Основание |
Интуитивно-эмпирический |
Опыт и интуиция человека |
Формально-отчетный |
Уровень успеваемости учащихся (воспитанников) - процент успевающих на «4» и «5» |
Психологический |
Уровень развития познавательных процессов и степень проявления психических новообразований личности |
Педагогический |
Уровень воспитанности и обученности |
Процессуальный |
Оценка состояния образовательного процесса |
Результирующий |
Оценка результата педагогической деятельности образовательного учреждения |
Комплексный |
Внешняя экспертиза (материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и др.) |
Методологический |
Соотношение результата с операционально заданными целями |
Социальный |
Степень удовлетворенности индивидуального и общественного потребителя |
- особенности ценностных ориентаций, определяющих мировоззрение;
- активность и ответственное творческое отношение к действительности, проявляющееся в деятельности.
В широком смысле качество образования рассматривается как совокупность характеристик социально-педагогического процесса: реализации его целей, современных технологий, а также условий, необходимых для достижения динамики положительных результатов.
В дошкольной педагогике чаще всего качество образования трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от представляемых ДОУ образовательных услуг.
Анализируя такие федеральные документы, как Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и др., мы склонны рассматривать вопросы качества образования дошкольников исходя из следующих аспектов: состояние материально-технической базы, применение различных форм и методов работы, совершенствование содержания образования в условиях его вариативности, кадровое обеспечение, соответствие качества дошкольного образования целям воспитания и развития дошкольников, образовательному стандарту, запросам потребителей образовательных услуг, степень удовлетворенности потребителя образовательных услуг.
Для экспертной оценки качества дошкольного образования можно выделить следующие направления:
- прохождение процедуры лицензирования и аккредитации как основного механизма регуляции качества образования, в ходе которых осуществляется экспертиза условий, образовательных программ и педагогических технологий;
- содержание дошкольного образования с точки зрения его вариативности;
- условия для коррекционного воспитания и обучения детей;
- кадровое обеспечение, уровень профессионально-педагогической культуры коллектива;
- предметно-развивающая среда детского сада;
- потенциал дошкольного учреждения как качество обеспечивающей образовательной организации.
Как уже говорилось, дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования внесло значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о деятельности ДОУ. ФГОС ДО ставит перед педагогами важную задачу - перестроение всего образовательного процесса в ДОУ.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности - требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа поможет ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении в школе. В образовательной деятельности отсутствует «занятие», но это совсем не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Во главе угла индивидуальный и личностно-ориентированный подход к каждому ребенку и игра как форма образовательной деятельности, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства.
Четко прослеживается повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места. В содержании образования сделан акцент на совместную деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, на учет гендерных особенностей детей при организации педагогического процесса в ДОУ.
В образовательном процессе выделены ведущие виды деятельности, которые адекватны развитию ребенка дошкольного возраста.
Содержание образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ВО включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям развития ребенка.
Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний. Предметно-развивающая среда дает возможность ребенку развивать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью педагога, но и самостоятельно. В современном дошкольном учреждении предметно-пространственная среда представлена на основании выбранных педагогами образовательных технологий, учитываются не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребенка.
Именно в этом контексте встает вопрос о качестве раннего образования: чем лучше организован образовательный процесс в ДОУ, тем успешнее развивается ребенок и тем более высокие достижения для него становятся возможны в будущем.
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, так как дошкольное образование является ресурсом развития ребенка в дальнейшем. Эта задача формулируется традиционно как необходимость обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.
Введение ФГОС ДО связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.
В этой связи актуальным является вопрос об обеспечении преемственности дошкольного образования с начальной школой в рамках ФГОС ДО и новых ФГОС НОО. Что позволяет в свою очередь сформировать у выпускника ДОУ интегративные качества личности, необходимые для успешной социализации и обучения в современной школе.
В идеале, с одной стороны - дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны - школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал.
Качество дошкольного образования зависит не только от содержания образования, но и от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовки, инициативы, самостоятельности и ответственности исполнения своих обязанностей.
Сегодня социальный заказ в системе педагогического образования выражается в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни. На современном этапе педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость.
В настоящее время многие дошкольные учреждения функционируют в рамках переходного периода. Переходный период - это множество вопросов, обсуждений, сомнений, поиск наиболее эффективных путей внедрения инноваций. Реформирование дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере.
Перечислим основные ориентиры развития качественного дошкольного образования:
- организовать жизнь детей в детском саду так, чтобы она была более осмысленной и интересной;
- создать условия для того, чтобы педагоги и специалисты, выстраивая образовательный процесс, могли учитывать особенности развития каждого ребенка, его семьи, интересы и приоритеты группы, специфику национально-культурных и природно-географических условий, в которых осуществляется этот процесс;
- пересмотреть содержание образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области и с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей (т.е. индивидуализировать образование);
- отказаться от копирования школьных технологий и форм организации обучения, а сделать приоритетной формой обучения, воспитания и развития дошкольника игру;
- включить родителей в образовательный, воспитательный процесс в качестве партнеров, тем самым содействовать гармоничному развитию личности ребенка;
- стремиться к формированию здорового, инициативного, активного и самостоятельного ребенка, физически и психологически готового к успешному усвоению основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Учитывая основные ориентиры развития дошкольного образования, работа в ДОУ должна быть направлена на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.
В достижении качественного дошкольного образования в некоторых дошкольных учреждениях имеется ряд проблем, которые требуют решения:
- Разный уровень квалификации и подготовки педагогических кадров.
- Разный уровень готовности педагогов к реализации ФГОС ДО.
- Модернизация подготовки кадров для разного контингента детей в различных условиях воспитания и обучения.
- Проблема реализации принципа преемственности - несовпадение представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.
Для решения обозначенных проблем могут быть следующие пути:
- качественная курсовая подготовка и повышение квалификации педагогических кадров;
- создание методического и информационного ресурсного обеспечения;
- тесное сотрудничество педагогов детского сада и школы на основе преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО;
- разработка системы сетевого взаимодействия ДОУ, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и для родителей детей дошкольного возраста.
Дошкольное образование является своеобразным этапом детского развития, представляющим по своим последствиям важную ступень общего образования, качество которого выступает ресурсом всего социального развития.
Литература
1. Байдемко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. — С. 17-22.
2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.
3. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса [Текст1 / Г.А. Бордовский, А.А Нестеров, С.Ю. Трапицын. - Екатеринбург: Изд-во РГПУ, 2001.
4. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
5. Исаев, В.А. Образование взрослых: компетентностный подход: учебно-методическое пособие [Текст] / В.А. Исаев, В.И. Вороти- лов. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005.
6. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования [Текст] // Директор школы. - 2002. - № 4. - С. 97-114.
7. Крахмалев, А.П. Качество образования как актуальная проблема управления [Текст] / А.П. Крахмалев. - Омск, 2001.
8. Куркин, Е.Б. Управление образованием в условиях рынка [Текст] / Е.Б. Куркин. - М.: Новая школа, 1997.
9. Панасюк, В.П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса: монография [Текст] / В.П. Панасюк; науч. ред. и предислов. А.И. Субетто. - СПб.; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
10. Трегубова, Е.С. Система качества в медицинском вузе. Мониторинг качества: монография ГТекст1 / Е.С. Трегубова. - СПб.: Изд-во СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2008.
11. Третьяков, П.И. Управление качеством образования: сущность и проблемы: сб. материалов науч. сессии ФПК и ППРО [Текст] / П.И. Третьяков, Т.И. Шамова. - М., 2001.
12. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие [Текст] / под ред. М.М. Поташника. - М.: Пед. об-во России, 2000.
13. Шамова, Т Управление образовательными системами: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений [Текст1 / Т. Шамова, Т. Давыденко, Г. Шибанова. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр Академия, 2007.
14. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования [Текст] /С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М., 2000.
15. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст] /С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Пед. общ-во России, 2000.
16. Яковлев, Е.В. Структурно-функциональная характеристика внутри- вузовского управления качеством образования [Текст] /Е.В. Яковлев // Труды научно-исслед. лабор. «Управление качеством образования в высшей школе». - Вып. 4. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - С. 73-86.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через