Ипотека или автокредит: чему больше отдают предпочтение казахстанцы

Ипотека или автокредит: чему больше отдают предпочтение казахстанцы
фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

В прошлом году объемы ипотечного кредитования в Казахстане значительно снизились, а вот автокредитование, наоборот, набирает обороты. Об этом сообщают аналитики Telegram-канала Первого кредитного бюро Data Hub, ссылаясь на данные экспертов, озвученные на ежегодной пресс-конференции Media Day, организованной ПКБ, передает портал Качественный Казахстан.

Как отмечают эксперты, ипотечное кредитование в Казахстане замедляется. Объемы выдач год к году упали на 17,3%, до 1,8 трлн тенге, число выдач – на 19,2%, до 116,6 тыс. единиц.

«Примерно пятая часть тех, кто оформлял ипотеку в течение года, молоды: доля заемщиков до 30 лет в течение года колебалась вокруг отметки в 20%. Медианная сумма выдачи в течение года составляла 13 млн тенге, средняя – около 15 млн. Тут интересна, кстати, и максимальная сумма – 2,1 млрд тенге», – отметили аналитики.  

Они дополнили, что средние ставки вознаграждения в целом по банковскому сектору по-прежнему остаются ниже базовой ставки. В таких условиях на ее снижение рынок, по сути, не реагировал. К примеру, средняя ГЭСВ оказалась одинаковой и в январе при базовой ставке в 16,75%, и в декабре при базовой ставке в 15,75%.

«Портфель ипотечных кредитов на 1 января составил 5,8 трлн тенге, что на 11,3% выше, чем годом ранее. 61% этой суммы – свежие кредиты 2022-2023 годов. Доля NPL90+ относительно низкая, 3,4%, или 201 млрд тенге», – дополнили эксперты. 

А вот автокредитование показывает рекордный рост. По сравнению с 2022 годом общая сумма выданных займов увеличилась почти вдвое. А точнее – на 81,5% (708,5 млрд тенге), до 1,6 трлн тенге.

«Небывало высокие темпы в первую очередь связаны с повышением активности заемщиков. Количество кредитов, выданных по итогам 2023 года, составило 208,4 тыс. единиц. Рост к предыдущему периоду – на 72,8%, или 87,8 тыс. единиц. Однако нельзя не отметить влияние такого фактора, как удорожание автомобилей, хотя оно и оказалось куда более скромным. В декабре относительно начала года средняя сумма выдачи увеличилась на 9,7% (0,7 млн тенге), до 7,9 млн тенге», – поделились данными аналитики.  

Ими также отмечено, что по итогам каждого отдельно взятого месяца выдавалось гораздо больше кредитов, чем в предыдущем году. То же самое можно сказать и об общей сумме выданных кредитов.

«Все это выглядит весьма любопытно, учитывая, что в 2023 году программа льготного автокредитования, по сути, прекратила свое действие. Отметим, что высокие месячные показатели наблюдались одновременно с бумом на первичном авторынке. Причем пик пришелся на декабрь – 23,5 тыс. единиц (178 млрд тенге). Любопытно, что кредиты МФО стоят заметно «дороже», чем БВУ. Например, по итогам декабря в первом случае средняя ГЭСВ составила 40,8%, во втором – 22,2%. Однако это не мешает МФО формировать существенную долю рынка. На них пришлось 30,6% (481,8 млрд тенге) от общей суммы автокредитов, выданных в 2023 году», – отметили эксперты.  

По их данным, портфель автокредитов сформировался в сумме 2,5 трлн тенге. Это на 64,8% (1 трлн тенге) больше, чем годом ранее. Подобная динамика оказалась обусловлена ростом общего количества займов на 34,4% (116,3 тыс. единиц).

«За год доля «плохих» займов в портфеле автокредитов выросла на 0,6 п.п., тем не менее все равно осталась на относительно низком уровне - 6,4%. В абсолютном выражении показатель составляет 160 млрд тенге», – подытожили аналитики.