Ушёл из жизни Закир Хуссейн — виртуоз табла и всемирный посол индийской музыки

Ушёл из жизни Закир Хуссейн — виртуоз табла и всемирный посол индийской музыки
фото: Rick Swig

Закир Хуссейн, легендарный исполнитель на табла и символ индийской классической музыки, скончался в возрасте 73 лет, оставив после себя непреходящее наследие, которое продолжит вдохновлять поколения. Его вклад в мировую музыку — уникальное сочетание традиций и новаторства, а его имя навсегда останется в истории как имя человека, который сделал индийские ритмы достоянием всего мира.

Родившийся 9 марта 1951 года в Махиме, Мумбаи, Хуссейн был старшим сыном Устада Алларакхи, одного из выдающихся мастеров игры на табла — паре ручных индийских барабанов. Уже в детстве Закир проявил себя как вундеркинд, сопровождая на концертах музыкальных титанов, таких как Рави Шанкар и Али Акбар Хан. К 12 годам его виртуозность восхищала аудитории по всему миру, а его детские выступления предвещали выдающуюся карьеру.

Закир Хуссейн не ограничивался лишь индийской классической музыкой. Его любопытство и стремление к экспериментам привели к созданию группы Shakti в 1973 году вместе с гитаристом Джоном Маклафлином. Этот проект объединил индийские классические мотивы с джазовыми и западными традициями, создав новый глобальный музыкальный язык. За пять десятилетий Shakti стала культовым коллективом, а их первый за 46 лет студийный альбом This Moment в 2024 году получил премию «Грэмми», став венцом юбилейного тура. Музыка Shakti и игра Хуссейна на табла открыли миру богатство индийской ритмики.

Хуссейн участвовал в проектах Planet Drum и Global Drum Project с барабанщиком группы Grateful Dead Микки Хартом, за что был удостоен «Грэмми» в 1991 и 2008 годах. Он сотрудничал с разными музыкантами: от маэстро банджо Бела Флека и басиста Эдгара Мейера до легендарного виолончелиста Йо-Йо Ма, Джорджа Харрисона и джазового барабанщика Билли Кобэма. Он объединял культурные мосты и стирал границы жанров, представляя индийскую музыку аудитории всего мира.

Творческие амбиции Хуссейна выходили за пределы концертных залов. Проекты вроде Tabla Beat Science, где он смешивал индийскую классику с электронной и мировой музыкой, и оркестровое произведение Peshkar для Симфонического оркестра Индии показали его стремление к экспериментам при уважении к традициям. Сам Закир говорил, что важнейшая черта музыканта — умение быть частью группы: «В тот момент, когда вы думаете, что вы маэстро, вы дистанцируетесь от остальных. Вы должны быть частью группы, а не доминировать над ней».

Хуссейн был не просто выдающимся техником, но и истинным художником. New York Times описала его выступление как «воплощение озорной виртуозности» и отметила, что «его пальцы двигались так стремительно, что это соперничало с биением крыльев колибри». За свою яркую карьеру он получил множество наград, включая Padma Bhushan и Padma Shri — одни из высших гражданских наград Индии. В США он стал стипендиатом National Endowment for the Arts, а его выступления на таких престижных площадках, как Карнеги-холл, стали настоящими музыкальными событиями.

Несмотря на мировой успех, Закир Хуссейн никогда не терял связи с корнями. Воспитанный в скромном районе Махим в многоквартирном чоуле, он сохранил простоту и ценности, которые оставались с ним всю жизнь. За пределами сцены он был любителем поэзии, книг Айзека Азимова и спорта, восхищаясь Роджером Федерером. С юмором он отмечал, что известность в Индии ему принесла реклама чая Taj Mahal.

Музыка для Хуссейна была не просто профессией, а духовным путешествием и способом объединять людей и культуры. Его творчество продолжало развиваться до последних дней: он сочинял, выступал и делился знаниями с молодым поколением. «Быть студентом и иметь стремление к учёбе помогает мне двигаться вперёд. Возраст не влияет на мою энергию и стремление», — говорил он в одном из последних интервью.

Смерть Закира Хуссейна знаменует собой конец эпохи. Однако его ритмы и идеи будут жить в музыке и сердцах людей по всему миру, вдохновляя поколения и напоминая о силе искусства объединять мир.

Источник: BBC