Мозговой штурм: плюсы и минусы приема

Мозговой штурм: плюсы и минусы приема

Во время урока педагогу очень важно, чтобы каждый ученик был вовлечен в обсуждение. Научить детей коллективной работе — одна из главных задач преподавателя. Как организовать класс для совместного поиска решения проблемы? Как добиться эффективной групповой работы? Хорошим решением является использование приёма «мозговой штурм». Разбираемся, почему.

Как и для чего использовать «мозговой штурм»?

Эта форма организации предполагает как совместную работу класса, так и разделение на группы с выдвижением лидеров. Оптимальное количество участников — 12-15 человек, время — 30-40 минут. Учитель должен обозначить тему и задать по ней конкретный вопрос, который в дальнейшем ученикам придется решать коллективно. Далее каждый член группы высказывает всё, что ему известно по этой теме и вопросу. Желательно, чтобы вся информация фиксировалась либо на бумаге, либо на доске. Это поможет детям видеть, что уже было освещено, и не повторяться. В этот момент происходит совместное оценивание проблемы, после которого каждый участник должен предложить свой способ ее решения. Новые идеи также фиксируются, но не подлежат обсуждению, пока не выскажется каждый.

На следующем этапе «мозгового штурма» начинается активное обсуждение выдвинутых предложений. Соотнося их с имеющейся информацией, участники отбрасывают одни и объединяют другие идеи, в конечном счете выбирая 2-3 самых рациональных методом большинства. Учитель в процессе не должен критиковать озвученные точки зрения, его задача — направлять обсуждение в нужное русло и позволить ученикам самим критически подойти к оценке своих решений в ходе дискуссии. После этого группа выбирает один конечный вариант, который, на ее взгляд, наиболее конструктивен.
Задача учителя в финале обсуждения задать участникам вопрос : «Была ли решена проблема?». Этот последний вопрос позволит учащимся окончательно понять, почему было выбрано именно это решение.
 

Положительные стороны и недостатки метода

«Плюсы»:
Проблема решается наглядно.
Каждый ученик участвует в обсуждении.
Возможность оценить уровень знаний по теме каждого участника.
Использование новых идей и альтернативных способов решения.
Соревновательная атмосфера мотивирует познавательный интерес учащегося, ведь для успеха необходим широкий кругозор.

«Минусы»:
Опасность «зацикливания» участников на одной идее.
При наличии активных лидеров есть риск, что часть группы останется безучастной.
Необходим контроль учителя, чтобы дискуссия не затянулась и не вышла за временные рамки урока.

При использовании этого метода учителю необходимо своевременно координировать ход дискуссии, а также учитывать уровень подготовки и личностные качества участников для наиболее эффективной коллективной работы. Такая форма организации урока позволит не только разнообразить процесс обучения, но и приучить детей к совместному поиску альтернативных способов решения проблемы.