Виды экологических аспектов предприятия

Виды экологических аспектов предприятия
фото: в свободном доступе

Виды экологических аспектов предприятия

Экологические вопросы занимают важное место в стратегии компаний на всех этапах ее деятельности и оказывают влияние на окружающую среду, поскольку в производственных процессах используются природные ресурсы и энергия, выделяются загрязняющие вещества и образуются отходы. Экологические аспекты должны отслеживаться на постоянной основе с использованием возможностей, предоставляемых современными технологиями. Контролируются как прямые, так и косвенные экологические аспекты на протяжении всего жизненного цикла продукции или услуг, начиная от их приобретения и транспортировки сырья, производственных процессов, до утилизации.

.Экологические аспекты имеют градацию.

Прямые экологические аспекты

Такие аспекты покрывают действия организации, которые входят в сферу управления организации, и могут включать:

  • выбросы в воздух;
  • сбросы в воду;
  • избежание, вторичная переработка, повторное использование, перевозка и захоронение твердых и других отходов, особенно токсичных;
  • использование и загрязнение почвы;
  • использование природных ресурсов и сырьевых материалов (включая энергию);
  • местные проблемы (шум, вибрация, запах, пыль, внешний вид и т.д.);
  • вопросы транспортировки (как в отношении продуктов и услуг, так и в отношении сотрудников);
  • риски экологических аварий и воздействия, возникающие или могущие возникнуть как следствие инцидентов, аварий и потенциальных нештатных ситуаций;
  • воздействие на биоразнообразие.

Непрямые экологические аспекты

В результате действий, продуктов и услуг организации могут возникать значимые экологические аспекты, которые не входят в сферу управления организации. Такие аспекты могут включать:

  • вопросы, связанные с продуктами (проектирование, создание, упаковка, транспортировка, использование, возврат / захоронение отходов);
  • капиталовложения, выделение ссуд и страховые услуги;
  • новые рынки;
  • выбор и состав услуг (напр. транспорт или снабжение продуктами питания);
  • административные решения и решения в отношении планирования;
  • состав линейки продуктов;
  • экологическая результативность и практические подходы партнеров,
  • подрядчиков и поставщиков.

Для выявления экологических аспектов используют следующие подходы:

- анализ деятельности, продукции, услуг и выявление экологических аспектов (как элементов деятельности, взаимодействующих с окружающей средой;

- оценка состояния окружающей среды в зоне действия организации, а также факторов воздействия (выделение веществ и энергии в окружающую среду) и выявление экологических аспектов, определяющих эти факторы;

- анализ материального баланса / энергетических потоков, выявление возможных потерь и связанных с ними экологических аспектов;

- изучение позиций заинтересованных сторон и выявление экологических аспектов, вызывающих их интерес;

- анализ законодательных и нормативных требований и выявление деятельности, продукции, услуг, к которым предъявляются специальные требования, затем – выявление экологических аспектов, связанных с этими требованиями;

- для идентификации непрямых экологических аспектов также могут быть использованы подходы оценки жизненного цикла.

Примеры показателей, характеризующих   экологические аспекты

Если вас заинтересовала эта информация, приглашаем к сотрудничеству.

Предложения вы найдете,  пройдя по ссылке: https://standard.kz/ru/projects/seminary-i-treningi.

 

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов                                     по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018,                          асессор  Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)