Венгерские стратегии развития качества в связи с новой общей сельскохозяйственной политикой ЕС и пандемией COVID-19

Венгерские стратегии развития качества в связи с новой общей сельскохозяйственной политикой ЕС и пандемией COVID-19

Д-р Пал Молнар, президент Венгерского Национального Комитета (HNC) EOQ, Будапешт, Венгрия

Д-р Ласло Вайда, председатель сельскохозяйственной секции HNC         для EOQ, Будапешт, Венгрия

Введение

С ростом доходов населения земного шара растет спрос на качественную продукцию. Динамика качества агропродовольственной продукции не стабильна. Она меняется в связи с временем, группами людей, технологическими разработками, изменениями в социальной среде.         По мнению потребителей, помимо качества самих продуктов, еще одним важным элементом их решения о покупке являются сопутствующие услуги, такие как упаковка, доставка, поведение (доброта) продавца.

В последнее время имеется два существенных социальных воздействия на восприятие качества — это всемирная пандемия COVID-19 и, особенно в Европе, новая Общая сельскохозяйственная политика на период 2023–2027 годов. В данной статье авторы ставят своей целью проанализировать характерные элементы этих вызовов и реакцию на них мира, и в частности Венгрии.

Общая сельскохозяйственная политика (CAP) Европейского Союза

В последнее время политика качества играет все более важную роль в Общей сельскохозяйственной политике. Европейская комиссия опубликовала 28 мая 2009 г. Коммюнике «О политике качества сельскохозяйственной продукции». Перед публикацией Коммюнике Комиссия провела широкие консультации с производителями, торговцами и другими заинтересованными сторонами. Для подведения итогов в марте 2009 года в Праге была проведена Конференция высокого уровня по качеству сельскохозяйственной продукции.

В своем сообщении Комиссия заявляет, что качество продукта имеет два аспекта: характеристики продукта (такие как размер, вкус и т. д.) и атрибуты земледелия (такие как метод производства, тип животноводства и т. д.). ЕС имеет – даже по сравнению с другими странами – очень строгие правовые нормы в отношении защиты окружающей среды, благополучия животных, использования пестицидов и ветеринарных продуктов, которые обеспечивают общее высокое качество продуктов ЕС. Помимо этого, фермеры и переработчики готовы ввести еще более строгие правила производства и переработки, чтобы отличать свою продукцию от продукции других производителей и соответствовать интересам потребителей.

В сообщении изложены два основных способа подтверждения дополнительного качества продуктов: сертификация (например, «органический продукт», PDO, PGI, TSG) и маркировка (например, маркетинговые стандарты, классы продуктов, «продукт из национального парка» и т. д.). Знаки качества защищают и продвигают происхождение, традиции и уникальные характеристики многих отличительных продуктов ЕС. Исследования показывают, что если товар имеет знак качества, то при экспорте он способствует продвижению товара, делает его более конкурентоспособным, а при импорте имеет своего рода «торговый ограничительный» эффект. Схемы качества в ЕС: PDO (Продукты с указанием места происхождения), PGI (Продукты с географическим названием), TSG (Гарантированные традиционные особенности) и Органические продукты. Географические названия (GI-s) пользуются защитой, основанной на правах интеллектуальной собственности.

Производители агропродовольственной продукции из ЕС часто жалуются, если в торговом соглашении ЕС применяет снижение тарифов для третьих стран. Причина в том, что в то время как импортные продукты должны соответствовать специфическим требованиям (например, добавки), производители третьих стран не должны применять такие же ограничения для производства (например, правила охраны окружающей среды или животных). Комиссия призывает производителей ЕС не рассматривать эту разницу как бремя, а скорее как возможность, как конкурентный инструмент. Объясняя потребителям, что их продукция оправдывает высокие ожидания по сравнению с импортируемой продукцией, производители из ЕС могут получить долю рынка и более высокие надбавки (Зеленая книга ЕС). В любом случае, такие «объяснения» нуждаются в бюджетной поддержке и широком спектре рекламных мероприятий (брошюры, видеоролики, дегустации и т. д.). Хорошим примером таких инструментов является инициированный Комиссией набор рецептов с использованием продуктов с этикетками качества и Поваренная книга, где «обновленные» европейские повара подсказывают, как можно использовать в блюдах уникальные продукты с ГИ из их страны.

  • Принимая во внимание соображения европейских фермеров, согласно последней информации, французское председательство в Совете Европейского союза хотело бы инициировать переговоры о включении в торговое соглашение с третьими странами также экологические аспекты производственных процессов и аспекты защиты животных.
  • Регламент ЕС 1151/2012 от 21 ноября 2012 года устанавливает правила в отношении схем обеспечения качества сельскохозяйственных и пищевых продуктов. Настоящий Регламент усиливает и упрощает схемы качества, их администрирование. Основываясь на первоначальном опыте, Регламент ЕС 664/2014 дополнительно объясняет, как следует применять Регламент 1151/2012.
  • Европейский Союз приступил к подготовке новой CAP – первоначально на 2021–2027 годы – по предложению Комиссии в июне 2018 года. В этом предложении было заявлено, что «Сельское хозяйство и сельские районы занимают центральное место в Европейском зеленом соглашении, и новая CAP будет ключевым инструментом в достижении амбиций «от фермы до вилки» и стратегии сохранения биоразнообразия».
  • Комиссия определила девять конкретных целей; некоторые из них тесно связаны с качеством.

- Повышать конкурентоспособность и производительность сельского хозяйства устойчивым образом, чтобы решать проблемы, связанные с более высоким спросом потребителей в Европе и за ее пределами.

- Забота об окружающей среде с целью содействия устойчивому развитию и эффективному управлению природными ресурсами почвы, воды и воздуха.

- Улучшить реакцию сельского хозяйства ЕС на потребности общества в еде и здоровье, включая безопасные, питательные и устойчивые продукты, сокращение пищевых отходов.

- Вносить вклад в защиту биоразнообразия, улучшать экосистемные услуги, сохранять ландшафты и места обитания.

Предусмотренные экологические амбиции должны быть выше, чем в предыдущие программные периоды, и соответствовать природоохранному и климатическому законодательству. 25 % бюджета на прямые платежи    (в первой ступени) должны быть выделены на экосхемы, обеспечивающие более действенные стимулы для экологически безопасных методов ведения сельского хозяйства (таких как органическое земледелие, агроэкология), а также на улучшения в животноводстве. Благосостояние: в рамках второго компонента не менее 35% средств должно быть направлено на меры, поддерживающие биоразнообразие, климат, благополучие животных и окружающую среду.

В поддержку увеличения добавленной стоимости и качества сельскохозяйственных и пищевых продуктов исследования, обмен знаниями и инновации должны иметь более высокий приоритет, чем раньше. Государства-члены должны создать Систему сельскохозяйственных знаний и информации (AKIS). Помимо национальных бюджетов, в программе Horizon Europe под руководством Сообщества предусмотрено 10 миллиардов евро на исследования и инновации.

Реакция Венгрии на новые вызовы

После длительного переговорного процесса 6 декабря 2021 года были опубликованы положения о новой CAP. Среди трех законодательных актов Регламент ЕС 2115/2021 предусматривает правила о стратегических планах. Государства-члены должны подготовить и представить в Комиссию Стратегический план до 31 декабря 2021 года. В этом плане должно быть представлено национальное внедрение нового законодательства о ЕСП как для первого компонента – прямые платежи и рыночные меры – так и для второго. Столп – Сельское развитие. Комиссия должна оценить План, проконсультироваться с государством-членом и утвердить План в течение шести месяцев после представления. Новая CAP вступит в силу с 1 января 2023 года.

Венгрия подготовила свой Стратегический план параллельно с ходом переговоров по законодательству ЕСП. В ходе работы над Планом было проведено три консультации с заинтересованными сторонами. Окончательный проект был опубликован Министерством сельского хозяйства 15 декабря 2021 г. для получения мнений заинтересованных сторон.

Следующая информация частично основана на этом черновом резюме.

  • Основой Стратегического плана является Программа правительства Венгрии «Обновление сельских районов, обновление агропродовольственного сектора». В соответствии с этой программой сельское хозяйство должно превратиться в Венгрии в прибыльный вид деятельности, признанный обществом, в привлекательной сельской среде, с использованием современных технологий и рациональным использованием природных ресурсов. Результатом всех этих факторов должно быть высокое качество сельскохозяйственной и пищевой продукции. Для поддержки реализации этих целей правительство решило в начале 2021 года, что вклад из государственного бюджета во второй компонент CAP – развитие сельских районов – должен достичь 80 % в период 2021-27 гг. вместо 17 % в предыдущем периоде (2014-2020 гг.).      В результате этого решения общая предназначенная сумма для развития сельских районов составляет 4285 миллиардов форинтов (около 12 миллиардов евро). Более 50 % этой суммы пойдет на поддержку инвестиций в модернизацию агропродовольственного сектора с целью производства высококачественной продукции как для внутреннего, так и для внешнего рынка. Первоочередное внимание будет уделено инвестициям в обрабатывающую промышленность, увеличению добавленной стоимости продукции. В результате этих инвестиций добавленная стоимость в работе пищевой промышленности должна увеличиться по фиксированным ценам на 20 % в период с 2020 по 2030 годы. Также в сельском хозяйстве рентабельность и добавленная стоимость должны увеличиться в результате инвестиций на 53 % на гектар между 2020 и 2030 гг. Венгрия традиционно является страной-нетто-экспортером. В результате увеличения добавленной стоимости как в сельском хозяйстве, так и в пищевой промышленности, общий экспорт агропродовольственных товаров из Венгрии за тот же период вырастет на 57 %.

Зеленое будущее

  • Следуя амбициозным экологическим целям и требованиям законодательства ЕС, Венгрия применяет в процессе планирования комплексный подход. Зеленое будущее будет достигнуто архитектурой, сочетающей обусловленность, агроэкологическую базовую программу, Сельскохозяйственную экологическую программу (AEP), инвестиции, способствующие повышению энергоэффективности и ресурсоэффективности, инвестиции в использование возобновляемых источников энергии, меры лесоводства и меры по сохранению генетики.

Ресурсы. В рамках первого компонента доля «зеленых мер» должна составлять не менее 25%. Стратегический план предусматривает в основном меры по защите почвы и воды, а также по защите биоразнообразия. Во втором компоненте доля «зеленых мер» должна составлять не менее 30 %. Инвестиции, меры, связанные с лесным хозяйством и генетикой, выполняют это требование.

Некоторые из мер второго компонента по содействию экологической устойчивости:

- Поддержка органического производства. В Венгрии доля органического производства в сельском хозяйстве в 2020 году составила около 6 %.        К 2030 году эта доля должна увеличиться до 20-25 %, то есть около одного млн гектар.

- Поддержка непродуктивных агроэкологических инвестиций, создание водно-болотных угодий, агролесохозяйственные меры.

- Компенсационные выплаты за территории NATURA 2000, в то время как луга помогают поддерживать биоразнообразие.

- Поддержка мер по защите животных, которые выходят за рамки общих требований и предпринимаются производителями для удовлетворения высоких требований потребителей.

- Поддержка лесохозяйственных мероприятий, мероприятий по лесоразведению для компенсации последствий изменения климата.

Технологии устойчивого производства позволяют создавать более полезные для здоровья продукты, чем раньше. Они удовлетворят спрос потребителей, которые учитывают не только качественные характеристики продукции, но и экологические и социальные аспекты.

Пищевая промышленность

Инвестиции в пищевую промышленность являются одним из приоритетов Венгерского стратегического плана на 2023-2027 годы. Основываясь на высоком качестве и большом количестве сельскохозяйственного сырья, развитие пищевой промышленности может способствовать увеличению производства продукции с добавленной стоимостью, увеличению экспорта агропродовольственной продукции, увеличению занятости и доходов, а также улучшению качества жизни в сельской местности.

Министерство сельского хозяйства Венгрии в сотрудничестве с соответствующими заинтересованными сторонами разработало Национальную стратегию пищевой промышленности, которая была одобрена правительством в мае 2015 года. Следующим важным документом по реорганизации и стабилизации пищевой промышленности стала Венгерская продовольственная книга – Codex Alimentarius, Hungary. Документ содержит требования, рекомендации и методы контроля для различных областей пищевой промышленности, а также положения о качестве пищевых продуктов, их маркировке и безопасности. Основные главы Продовольственной книги изданы в виде указов министра земледелия.

Что касается массовых продуктов, целью Стратегического плана является поддержка инвестиций, которые являются жизнеспособными и конкурентоспособными, в том числе в международном сравнении, что помогает улучшить договорные отношения между поставщиками, переработчиками и торговцами.

Другой целью является поддержка малых и средних предприятий пищевой промышленности в развитии собственной оптовой и розничной торговли с целью стабилизации продаж и получения более высокой доли прибыли от цепочки поставок.

Также будут поддерживаться совместные инвестиции в кооперацию производителей для установления более прямых контактов между сельскохозяйственным производством, переработкой пищевых продуктов и торговлей.

Технологические разработки должны быть инновационными, экономически эффективными, экологически безопасными и устойчивыми. Необходимо учитывать аспекты безопасности пищевых продуктов и гигиены; должна быть обеспечена прослеживаемость продукции. Логистические и складские мощности должны быть расширены, модернизированы и поэтапно оцифрованы.

Цифровизация будет играть важную роль в инвестициях как в сельское хозяйство, так и в пищевую промышленность. Это может оказать помощь в рентабельности, снизить потребность во вводимых ресурсах, а также уменьшить количество отходов, особенно продуктов питания.

Меры политики качества

  • Инвестиции в более экологичное и конкурентоспособное сельское хозяйство и пищевую промышленность позволят производить более качественные и полезные для здоровья продукты питания. Также в этом сегменте рынка существует сильная конкуренция в ЕС и во всем мире. Одним из козырей в этой конкуренции может быть качество производства и продуктов. Венгерский стратегический план также включает конкретные меры политики в области качества.
  •  Будет оказана поддержка производителям, решившим присоединиться к существующим системам обеспечения качества и управления качеством (таким как HACCP, ISO, BRC, IFS, EMAS, FSC). Это будет новый вид поддержки, которого не было в более ранние периоды CAP. Тем не менее присоединение к таким системам неизбежно для тех производителей, которые хотят сбывать продукцию оптовым сетям или крупным перерабатывающим компаниям. В любом случае, получение такой аккредитации требует больших затрат времени и средств, особенно если производитель хочет/должен объединить несколько систем.
  • Одной из специальных наград за управление качеством является Европейская бизнес-модель передового опыта, которая находится в ведении Европейского фонда управления качеством (EFQM), базирующегося в Брюсселе. Эта награда присуждается компаниям, признающим превосходство всей деятельности компании. Требования установлены для семи различных направлений деятельности. Чтобы получить награду, требуется несколько лет улучшений в управлении компанией. На основе модели EFQM 2020 ғода Венгрия учредила Национальную награду за выдающиеся достижения. Награждение пяти компаний-победителей состоялось в ноябре 2021 года. Диплом получила одна сельскохозяйственная компания под названием Hodagro Co. При подготовке компании к подаче заявки Венгерский национальный комитет Европейской организации качества (HNC for EOQ) сыграл важную подготовительную и консультативную роль.

- Продолжение уже существующей поддержки будет доступно производителям, группам производителей, муниципалитетам, желающим создать собственную систему качества или присоединиться к существующей, и продвигать свою продукцию. Такими системами являются PDO, PGI и TSG, но существуют также добровольные национальные/региональные системы качества.

Основываясь на давней традиции Венгрии производить высококачественные сельскохозяйственные, пищевые продукты и изделия кустарного промысла, которые часто связаны с определенными регионами или районами, реализация прав промышленной собственности также имеет более чем 100-летнюю историю. Помимо товарных знаков в последние десятилетия все большее значение приобретает охрана географических названий.

Венгрия присоединилась к Европейскому союзу в 2004 году. Еще в 1998 году при содействии Франции Министерство сельского хозяйства приступило к разработке национальной системы географических названий, получившей имя «Традиции-Вкусы-Регионы» (Hagyományok-Ízek-Régiók, HÍR Program). Началась широкая исследовательская работа, которая включала географические, человеческие, исторические, производственные, репутационные аспекты, и результатом стала коллекция из 300 агропродовольственных товаров, опубликованная в книге и на компакт-диске в 2001 году. В 2010 году министерство приняло решение зарегистрировать товарный знак HÍR в Ведомстве интеллектуальной собственности Венгрии. Отдельные производители, группы и организации производителей, муниципалитеты могут подать заявку на товарный знак HÍR, представив в заявке особые и традиционные характеристики продукта, которые связаны с географическим регионом или районом.         К концу 2021 года разрешение на использование логотипа получили 184 продукта от 95 заявителей. Группы охраняемой продукции также широко рекламируются на национальных и местных ярмарках, выставках, в оптовых сетях, в СМИ. Цель состоит в том, чтобы повысить осведомленность потребителей и понимание схемы и логотипа.

Программа HÍR также рассматривается как инструмент подготовки производителей к применению схем качества ГУ ЕС (PDO, PGI, TSG).       К концу 2021 года 28 венгерских сельскохозяйственных и пищевых продуктов, 38 наименований вин и 12 алкогольных напитков пользовались защитой ЕС. Эти продукты можно найти в списке eAmrosia ЕС. Из 78 продуктов 14 получили защиту ЕС в 2021 году, и есть признаки того, что интерес к защите ЕС сохранится в ближайшие годы.

Существует также еще одна торговая марка и логотип, о которых стоит упомянуть, поскольку они направлены на сохранение традиционных методов производства и производственных характеристик, связанных с определенными регионами Венгрии. Эта инициатива называется «Региональный фермер» (Таджгазда). Эти методы производства часто являются органическими, что позволяет производить здоровую и безопасную пищу.

- Новая CAP убеждена, что все меры по улучшению качества продукции и компаний, экологичности и устойчивости могут быть реализованы только в том случае, если каждый национальный Стратегический план будет иметь сильную ось для исследований и образования, для передачи знаний. Фермеры и сотрудники компаний должны посвятить себя обучению на протяжении всей жизни, а учреждения с хорошо подготовленными преподавателями должны предоставить им профессиональную подготовку высокого уровня. HNC для EOQ имеет большой опыт в этом. Он аккредитован в Венгрии для обучения и выдачи дипломов по управлению качеством и поддерживает контакты с несколькими другими учреждениями и факультетами, чтобы делиться своими знаниями. Каждый год HNC для EOQ организует в городе Сегеде хорошо посещаемую и высоко оцененную конференцию «Управление качеством в пищевой промышленности» – в 2021 году уже в 18-й раз.

Последствия пандемии

COVID-19 добрался до Венгрии в середине марта 2020 года.

Правительство быстро отреагировало в интересах здоровья населения: массовые мероприятия были запрещены. Магазины, рестораны, кафе были закрыты, могли работать только продовольственные магазины и аптеки, школы были закрыты, на рабочих местах по возможности вводился домашний офис. Маски были обязательны везде.  В продовольственных магазинах было установлено особое время, когда за покупками могли ходить только пожилые люди.

Эти меры привели к глобальным изменениям в покупательских привычках в целом, а также в отношении продуктов питания, хотя продукты питания приходится употреблять каждый день. В своих покупках люди больше концентрировались на основных продуктах питания и продуктах с более длительным сроком хранения, снизился спрос на деликатесы, особенно на дорогостоящие продукты. Почти исчезло потребление в ресторанах, а отсутствие свадебных церемоний и дружеских посиделок сократило потребление напитков, алкоголя.

Благодаря хорошо организованной деятельности оптовой и розничной торговли в Венгрии не было дефицита ни в одном продукте питания (кроме дрожжей на несколько дней). Так или иначе, произошли существенные изменения в покупательских привычках людей, что сказалось на качестве продуктов питания, а также на политике компаний в этом отношении. В среднем люди проводили в магазинах меньше времени; они предпочитали маленькие розничные магазины большим, потому что те считались более безопасными.

Из-за более короткого времени и небольших магазинов люди предпочитали уже известные продукты, а не искали и не пробовали неизвестные. Увеличился спрос и на безопасные и полезные для здоровья продукты, источником которых, по мнению многих потребителей, были местные продукты. Венгерское правительство начало кампанию по закупке местных продуктов отчасти из-за их свежести и полезности, отчасти для помощи внутренней экономике. Интернет-покупки продуктов питания, в том числе готовых блюд, резко возросли, и конкуренция характерна и для этого сегмента. Как следствие, поставщики должны были обеспечить справедливое и надежное качество своей продукции, чтобы не потерять доверие потребителей. В случае онлайн-покупки потребители не могли сделать выбор среди продуктов той же категории (например, морковь, цветная капуста, яблоко, кусок хлеба), как на рынке или в супермаркете, поэтому им приходилось полагаться на качество, предлагаемое поставщиком. Многие люди, особенно молодые, потерявшие работу в гостиницах, ресторанах или других пострадавших от пандемии секторах, нашли работу и доход в доставке на дом агропродовольственных товаров. Розничные торговцы и рестораны отреагировали не только организацией доставки еды на дом, но и разработкой цифровых приложений, онлайн-списков покупок, интернет-магазинов.

Ситуация с пандемией ограничила передвижение людей, рабочей силы. Во многих странах Европы как в 2020, так и в 2021 году ощущалась нехватка сезонной рабочей силы, особенно для сбора фруктов и овощей. В результате производство и предложение были ограничены, что явилось одной из причин роста цен на продовольствие и общей инфляции.

Летом 2020 и 2021 годов последствий пандемии было меньше, многие ограничения были смягчены или сняты. Зимой 2020/2021 ограничения пришлось вводить снова. С января 2021 года в Венгрии началась вакцинация, а к осени 2021 года, хотя число инфицированных снова увеличилось, из-за высокого уровня вакцинированных (первая, вторая, а с августа даже третья вакцинация населения) ограничения в отношении массовых мероприятий были/являются более умеренными, чем в предыдущем году. Рестораны, отели, спортивные мероприятия открыты для посещения, внутренние и большинство туристических направлений бесплатны для посещения — при наличии сертификата о вакцинации — и структура потребления в значительной степени вернулась к ситуации, существовавшей до пандемии.

Выводы

В последнее время во всем мире появлялись все новые и новые варианты вируса короны, а также в Венгрии новые волны пандемии настигают страну. Есть надежда, что к весне пандемия пойдет на убыль или исчезнет. Мы должны сделать выводы из сложившейся ситуации для создания более устойчивой  модели агропродовольственного производства и потребления, для комплексной политики качества со стороны правительств и производителей, для спроса на здоровую и безопасную пищу со стороны потребителей. Новый КПД и национальные стратегические планы начали подготовку нескольких целей в этом направлении.

Список литературы

  1. Регламент ЕС 2015/2021 (2 декабря), устанавливающий правила поддержки стратегических планов, которые должны быть составлены государствами-членами в рамках общей сельскохозяйственной политики (Стратегические планы CAP).
  2. Az új KAP Társadalmi Egyeztetése, Agrárminisztérium, 15 декабря 2021 г. (Социальные консультации по новому CAP, Министерство сельского хозяйства, 15 декабря 2021 г.).
  3. Регламент ЕС 1151/2012 о схемах качества сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов.
  4. Регламент ЕС 668/2014 о том, как следует применять Регламент ЕС 1151/2012 о схемах обеспечения качества сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов.
  5. Сообщение ЕС о политике в области качества сельскохозяйственной продукции, COM (2009)234 final, 28 мая 2009 г.
  6. Качество сельскохозяйственной продукции: фактор успеха для сельских районов ЕС, EU Rural Review 8. Июнь 2011 г., EC DG AGRI и European Network for Rural Areas.
  7. Оценка ГУ и ТГС, охраняемых в ЕС, Европейская комиссия, Брюссель, 20 декабря 2021 г.
  8. Коммюнике Комиссии 210/C/341/04 « Руководящие принципы передовой практики ЕС для схем добровольной сертификации сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов», 16 декабря 2010 г.
  9. Келлер Вероника Хусти Петер. Élelmiszervásárlási szokások a koronavírus járvány második hullámában, Gazdálkodás, 2021. 2. szám (Вероника Келлер Петер Хусти. Привычки покупать продукты во время второй волны эпидемии коронавируса).
  10. Tarjányi Petra: A földrajzi árujegyzők joga, különös tekintettel az Európai biróság gyakorlatára, Iparjogvédelmi és Szerzői Jogi Szemle, 2017. 2. szám (Петра Тарьяни: Закон о географических названиях, с особым учетом практики Европейского суда).
  11. Sági Edit: Agrártermékek védelme a szellemi tulajdon eszközeivel, Agrár-és Környezeti Jog, 2018.25. szám (Саги Эдит. Защита сельскохозяйственной продукции с помощью интеллектуальной собственности).