Управление качеством в лицах : Джозеф Джуран

Управление качеством в лицах : Джозеф Джуран
фото: https://ppt-online.org/195670

Родился Дж. Джуран в Румынии в семье сапожника. Его дед по отцовской линии по имени Нафтул был выходцем из России. В то время еврейская община, к которой принадлежала семья Джуранов, жила обособленно и в постоянном страхе о погромах. Спасение от погромов и стало главной причиной эмиграции семьи Дж. Джурана в Америку. Как оказалось, эмиграция в США спасла Джурана и его родственников от Холокоста, поскольку 11 октября 1941 г. все евреи Гура Хумора – места, где ранее жили Джураны, были транспортированы в концлагерь, где треть из них нашла свою смерть.

Джозеф М. Джуран (24 декабря 1904 - 28 февраля 2008)

Приехав в США, семья поселилась на окраине города Миннеаполиса (штат Миннесота) в расположенной в лесу лачуге. Естественно, в доме не было ни воды, ни электричества, для освещения использовались керосиновые лампы, а для отопления и приготовления пищи - чугунная печь. В этой лачуге, общей площадью в 33 кв. м, семья из восьми человек (в семье Джуранов было шестеро детей) жила в течение шести лет, пока не переехала в относительно более комфортабельное жилье в рабочем квартале Миннеаполиса.

В США дети стали ходить в начальную школу в Прескотте - городке, расположенном на расстоянии 2,5 км от Миннеаполиса. Так как они не знали английского, их всех зачислили в первый класс, но язык они освоили быстро, и Джозефа, благодаря успехам в арифметике, перевели сразу в четвертый, в результате без особых усилий он окончил начальную школу на два года раньше, чем ему было положено по возрасту.

Все члены семьи, включая маленьких детей, трудились по дому. Так как жалованья отца (в это время он работал продавцом в кондитерской лавке) не хватало на содержание семьи, дети должны были, помимо домашних дел, подрабатывать. 

Первой работой восьмилетнего Джурана так же, как и его старшего брата, стала продажа утренней газеты. За 12 лет жизни в Миннеаполисе юный Джозеф работал в 16 местах. Он был помощником владельца бакалейной лавки, учетчиком в морозильнике, упаковщиком и продавцом в обувном отделе магазина, уборщиком, посыльным и клерком в магазине женской одежды, распространителем рекламных материалов во время выборов, наборщиком и переплетчиком в издательстве, упаковщиком лекарств.

Отец Джозефа Джурана был тираном, в доме он установил жесткие правила поведения для детей и за малейшие провинности нещадно бил их и свою жену. Дети не любили и боялись отца. Мать же была для детей идеалом – добрая, хозяйственная, прекрасная кулинарка. Вся ее жизнь была посвящена детям, которых она безумно любила, ради которых жила с нелюбимым мужем и всю жизнь трудилась без устали, жертвуя собственным здоровьем. Мать умерла в 1920 г. в возрасте 40 лет от туберкулеза. Это стало большой потерей для всей семьи Джуранов, с которой они не смогли справиться, и их семья распалась. Джозеф остался единственным ребенком, который вплоть до 1924 г. жил с отцом в задней комнате его мастерской. К отцу часто заходили его друзья - "выпивохи", посетители района "красных фонарей", которым он нелегально продавал спиртное. Они играли в карты, кости и другие игры, нередко мастерскую посещали обитательницы местных борделей. "То, что я видел, живя в квартале "красных фонарей", навсегда отвратило меня от привычек его обитателей. Они были пьяницами, я стал убежденным трезвенником, они курили, я начисто лишен этой привычки, они считали женщин легкого поведения приемлемыми членами общества, я же, следуя наставлениям мамы, старался держаться подальше от них", - пишет Джуран в своей книге «Архитектор качества».

Учась в старших классах, по совету учителя физики он выбрал колледж при университете штата Миннесота и решил поступать туда по специальности инженера-электротехника, так как это была быстроразвивающаяся отрасль промышленности и область знаний.

В колледже Джуран, помимо математики, где он всегда был отличником, по остальным предметам учился "на троечки". «Троечки», по словам Дж. Джурана, он получал, т.к. другие предметы требовали времени для изучения, а домашние условия не способствовали занятиям и  приоритетом в семье была работа, на которую и тратилось все свободное время. Расписание занятий в колледже предполагало время для индивидуальных занятий, но Джозеф предпочитал проводить его за игрой в шахматы. Он был чемпионом университета по игре в шахматы и одним из основателей лиги г. Миннеаполиса по этой игре.

В июне 1926 г. Дж. Джуран женился на Сэди Шапиро, красотой и манерами которой он был, по его признанию, сражен с момента знакомства. Родители Сэди эмигрировали в США в 1900 г. из Киева. Дед Сэди был весьма состоятельным человеком, так как владел крупнейшим универмагом в Киеве, поэтому у родителей Сэди был свой дом, прислуга, они вели вполне светскую жизнь, посещали театры и оперу, но прокатившаяся по Украине в 90-х годах XIX в. волна погромов вынудила деда выслать всех своих детей за границу. Сэди родилась в Америке в 1905 г. В США жизнь родителей Сэди отнюдь не была роскошной, у отца не было средств, чтобы платить за обучение Сэди в колледже, и она приобрела профессию стенографистки У Дж. Джурана родились четверо детей, и он не в пример отцу был прекрасным семьянином, для него достойное обеспечение семьи всегда было главным приоритетом в жизни. Со своей женой Сэди они прожили 81 год.

Учась на последнем курсе, Джуран получил приглашение на работу в г. Хоторн в компанию "Вестерн Электрик", которая была частью корпорации "Американ Телефоун энд Телеграф" (AT&T). Именно на этом заводе в разные годы также работали У. Шухарт и Э. Деминг.

Джурана направили в отделение технического контроля, в котором тогда насчитывалось 5200 человек и было 36 отделов, 19 из них представляли собой цеховые бюро ОТК и занимались непосредственно текущим и приемочным контролем. В течение нескольких месяцев Джуран вместе с другими нанятыми молодыми инженерами проходил обучение, их перемещали из отдела в отдел, где они знакомились с производственными функциями ОТК и работой обеспечивающих его подразделений. После обучения Джурана распределили на постоянную работу в отдел рекламаций. В его обязанности входил разбор и анализ официальных претензий, связанных с качеством производственных процессов или продукции, поступающих в отдел от начальников цехов, а впоследствии и от пользователей телефонных аппаратов. Таким образом, с первых шагов своей карьеры Джуран непосредственно погрузился в поиск тех многочисленных причин, которые приводят к дефектам и неисправностям, и занялся анализом и решением проблем качества. Обладая исключительной памятью, он вскоре приобрел "энциклопедические знания" обо всем, что происходило на заводе в Хоторне. За два года он изучил все технологические процессы, виды продукции, методы производства, функции всех отделов, т. е., по его выражению, изучил "анатомию производственного организма".

Дж. Джурану повезло начать свою карьеру в производственной структуре AT&T, которая по тем временам разработала и внедрила многие элементы системы качества. И главная заслуга в этом принадлежала научно-исследовательскому подразделению в составе AT&T - лабораториям Белла. Именно AT&T явилась пионером в разработке методов статистического контроля качества и их первоначальном внедрении на "полигоне" - Хоторнском заводе, к чему Джуран оказался непосредственно причастен. Начало этой работе было положено в 1925 г., когда на заводе был создан новый, один из первых в промышленности вообще, отдел статистического контроля в составе трех человек, одним из которых был Джуран. Кроме того, он был отобран в числе 20 других инженеров для обучения на внутрифирменном курсе по математической статистике, для чтения лекции по этому предмету пригласили специалиста из университета Чикаго. Впоследствии Джуран начал обучать рядовых контролеров, а затем и старших менеджеров подразделения технического контроля завода в Хоторне методам статистического контроля качества.

В результате успешного выполнения целого ряда заданий Джуран получил свою первую управленческую должность. Был создан новый отдел "летучего контроля" с численностью персонала в 40 человек, и Джурану предложили его возглавить. Это было в 1928 г., а еще через год его сделали начальником подразделения по обработке и хранению результатов контроля, где у него в подчинении было пять отделов. Таким образом, в возрасте 25 лет он вошел в число десяти высших менеджеров отделения технического контроля.

Работая на заводе, Дж. Джуран в 1935 г. смог окончить юридическую школу и получить звание доктора наук в области юриспруденции и лицензию на юридическую практику, но предпочел остаться на своем прежнем месте работы.

Осенью 1937 г. Джуран получил предложение переехать в Нью-Йорк в штаб-квартиру корпорации AT&T и занять там должность корпоративного инженера по организации труда и производства. Это предложение он принял с энтузиазмом. В новой должности Джуран занимался разработкой критериев нормирования и оценки труда. Его работа по-прежнему высоко оценивалась, и его считали "блестящим мыслителем".

В конечном итоге годы, проведенные в "Вестерн Электрик", стали важной жизненной школой для Джурана. Здесь он приобрел бесценный опыт непосредственной работы на производстве, опыт, чрезвычайно важный для его дальнейшей карьеры, а сам переезд в Нью-Йорк, по его признанию, позволил ему окунуться в "новый мир за пределами компании", открыл перед ним дальнейшие перспективы с точки зрения познания науки менеджмента вообще и того, что он называет "управление ради качества".

В 1941 г., Дж. Джурана по просьбе главы администрации программы "Ленд-Лиз" (Lend-Lease Administration) перевели на работу в эту администрацию, располагавшуюся в Вашингтоне. Им нужен был специалист для проведения "важного анализа работы статистического отдела администрации и помощи в его реорганизации".

Джурану поручили задачу готовить информацию для еженедельных отчетов, направляемых всем высшим руководителям администрации. С этой задачей он блестяще справился, и к марту 1942 г. его назначили помощником администратора, ответственного за работу отдела информации и отчетов, где у него в подчинении было три подразделения. Он усовершенствовал координацию работ по составлению бюджетных заявок, решал проблемы с задержкой грузов, что позволило повысить эффективность всей бюрократической правительственной машины. По распоряжению президента Ф. Рузвельта был создан Комитет по процедурам экспорта продукции по программе "Ленд-Лиз", возглавить который поручили Джурану. Комитет регулярно собирался на заседания, на некоторые из них приглашались официальные представители стран - получателей помощи, в том числе и России.

Джуран уволился из администрации в августе 1945 г. Он испытывал чувство глубокого удовлетворения тем, что служил стране во время войны.

В послевоенные годы Дж. Джуран принял решение не возвращаться на работу в «Вестерн Электрик», а попробовать себя в роли человека «свободной профессии» - ему хотелось читать лекции и консультировать в области менеджмента.

В 1945г. Джуран начал читать лекции в инженерном колледже Нью-Йоркского университета. он также занял пост заведующего кафедрой организации производства и труда в этом колледже. Курс лекций, которые он читал, касался вопросов менеджмента в промышленности, контроля качества и отчетности. Его студенты писали курсовые работы по теме исследований в области воспроизводимости процессов на конкретных фирмах тех компаний, где они работали.

С 1946 г. Джуран начал вести дискуссионный круглый стол - семинар для высших руководителей компаний. Цель состояла в том, чтобы собрать представителей руководства компаний, работающих в разных отраслях, для обсуждения проблем менеджмента. Он провел 12 таких "столов", из них четыре по проблемам контроля качества при наименьших затратах. Три круглых стола по проблемам, представлявшим особый интерес для высших менеджеров, он вел вместе с Питером Друкером.

В 1946 г. он в числе других ведущих специалистов стал основателем Американского общества контроля качества - АОКК (ныне Американское общество качества - АОК).

Дж. Джуран принимал активное участие в его формировании и на протяжении многих лет вел в издаваемом этим обществом журнале "Промышленный контроль качества" (Industrial Quality Control) ежемесячную рубрику "Уголок менеджмента". Он выступал на многочисленных ежегодных и региональных конференциях, устраиваемых АОКК, пропагандируя теорию и методы управления качеством. В настоящее время одна из почетных медалей, ежегодно присваиваемых АОК отдельным специалистам в области управления качеством, носит имя Джозефа Джурана.

Со временем консультации Джурана все больше стали касаться вопросов управления качеством, и так постепенно с 50-х годов началась профессиональная карьера Джурана как консультанта и ученого в области управления качеством, принесшая ему всемирную известность.

В 1961 г. Дж. Джуран первый раз принял участие в пятой ежегодной конференции, организованной Европейской организацией по контролю качества - ЕОКК (в настоящее время Европейская организация качества - ЕОК), которая состоялась в Италии в Турине. Он понял, что эта конференция - форум специалистов, у которых он мог бы многому научиться. С тех пор Джуран решил постоянно принимать участие в конференциях ЕОКК и побывал на 25 из них. На многих конференциях он выступал с докладами, на некоторых - со вступительной или заключительной речью. По мере того как рос его авторитет и признание в мире, после очередной конференции его стали приглашать в разные страны Европы для чтения курсов лекций и консультаций. Дж. Джуран приобрел всемирную известность, но особый вклад он внес в развитие экономики Японии и повышение конкурентоспособности ее товаров.

Доктора Джурана, наряду с другим всемирно известным американским ученым доктором Эдвардсом Демингом, заслуженно считают одним из создателей японского "чуда", основоположником процесса возрождения японской экономики в послевоенные годы, процесса, приведшего к тому, что Джуран называет "революцией в качестве".

Джурана впервые пригласили в Японию в 1954 г. К этому моменту в США уже была издана его книга "Справочник по контролю качества", и она привлекла внимание исполнительного директора Японского союза ученых и инженеров (ЯСУИ) Кенити Коянаги. Он и пригласил Джурана читать лекции. По просьбе ЯСУИ Джуран подготовил курс для средних менеджеров, рассчитанный на две недели и содержавший 20 тем, и курс для высших управляющих продолжительностью в два дня. В тот визит Джуран провел два курса лекций для средних менеджеров, которые прослушали 266 человек и два курса для высших управляющих, в них приняли участие 144 человека. Во время своего первого визита Джуран посетил 12 фирм.

С 1960 по 1991 гг. Джурана еще девять раз приглашали в Японию. Примечательным стал его визит в апреле 1966 г. Тогда его пригласили выступить на IV Конференции кружков качества. Он был потрясен "удивительным японским изобретением", возникшим как следствие обучения рядовых работников, которым предоставили возможность решать свои производственные проблемы одну за другой. Он с большим интересом выслушал выступления простых рабочих - членов кружков - и написал: "Япония нашла способ использования творчества и энергии людей, находящихся на самом нижнем уровне иерархии, для содействия решению тех проблем, которые в противном случае потребовали бы времени менеджеров и инженеров или продолжали бы существовать без разрешения". Именно Джуран привлек внимание западных специалистов к кружкам качества. На состоявшейся в 1966г. в Стокгольме очередной ежегодной конференции ЕОКК он выступил с докладом о кружках, а позднее в 1967 г. опубликовал статью под названием "Феномен кружков качества" в журнале "Промышленный контроль качества". Она вызвала интерес, однако в то время эта идея не нашла ни поддержки, ни распространения, западная культура бизнеса препятствовала восприятию этой концепции.

Настоящий "бум" по внедрению кружков в США и странах западной Европы начался в 80-х годах. В 1969 г. в Японии прошла первая всемирная конференция по качеству, в которой приняли участие представители из 37 стран. В 1978 г. - вторая, а в 1987 г. - третья, на которой присутствовали все признанные в мире специалисты по качеству. Джуран принимал участие во всех трех конференциях в качестве докладчика и почетного гостя.

В 1991 г. доктор Джуран выступил на Международной конференции кружков качества с докладом "Эволюция лидерства Японии в качестве", кроме того, вместе с доктором Блэном Годфри они выступили с публичной лекцией "Статус комплексного управления качеством в США". Это был его последний визит в Японию, так как в том году он принял решение больше не выезжать за пределы США.

Япония высоко оценила вклад доктора Джурана в повышение конкурентоспособности ее товаров. В 1981 г. "за развитие контроля качества в Японии и содействие в становлении дружественных отношений между США и Японией" он был награжден орденом Благодатного сокровища II степени.

В течение полувека Джуран прочел 400 курсов лекций в США и в 34 странах мира, совершив с этой целью 178 поездок за границу. Только за рубежом более 20 тыс. менеджеров и специалистов побывало на его пятидневных курсах под названием: "Управление для достижения качества" и однодневных: "Высшее руководство и качество" и "Планирование в целях достижения качества". Примечательно, что в социалистических странах (Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Югославия) Джуран читал лекции на общественных началах, бесплатно. Один раз доктор Джуран был в СССР (в 1969 г.).

В 60-е годы началась его консультационная деятельность за пределами США. Среди его клиентов такие крупнейшие компании, как Gillette, Philips, Xerox, GeneralFoodsCorp., Rolls-Royce, Volkswagen, RoyalDutchShell, ToyotaMotorCo.

В 1979 г. Джуран организовал свою фирму "Институт Джурана", которым лично руководил вплоть до 1987 г. Институт стал заниматься производством и распространением кассет с видеозаписями лекций Джурана и его книг, организацией обучающих семинаров, проведением ежегодных конференций, оказанием консультационных услуг и превратился в высокодоходную организацию.

В начале 90-х годов Джуран, которому уже было под 90 лет, решил прекратить консультационную практику. Здесь уместно отметить, что благодаря своему упорному труду и разнообразной деятельности доктор Джуран стал очень богатым человеком, превратился в миллионера. Поскольку для него всегда главным приоритетом было благосостояние семьи, все дети Джурана получили высшее образование, кроме того, они с женой отложили деньги на образование всех внуков и правнуков, помогли всем менее обеспеченным членам семьи купить дома.

Если составить библиотеку из произведений Дж. Джурана, то в нее войдут, по его подсчетам, свыше 30 книг, написанных им самим, в соавторстве с другими специалистами или же отредактированных им, а также 200 статей, 16 видеокассет лекций по курсу: "Джуран об улучшении качества" c сопроводительными руководствами к нему. Всего он записал 40 видеокассет. Его книги переведены на 12 языков и опубликованы во многих странах.

Самой известной книгой является "Справочник по контролю качества" (Quality Control Handbook). В этой книге он определил управление качеством как реализацию принципа «триады качества», то есть постоянного взаимодействия трех процессов: планирования качества – контроля качества – улучшения качества. Первое издание вышло в 1951 г, и за 11 лет было продано 19 тыс. экземпляров. В пятом издании, опубликованном в 1999 г., 1800 страниц. В настоящее время эта книга называется Juran's Quality Handbook (Справочник по качеству Джурана). Книга эта стала "библией" для всех специалистов и менеджеров в области качества. Жаль, что она так и не переведена на русский язык, - это поистине энциклопедия.

В 1995 г. в США была издана книга "История управления ради качества. Эволюция, тенденции и будущее направление развития управления ради качества". Ее отдельные главы написаны авторами из различных стран о тех или иных аспектах и сферах управления качеством в истории этих стран (Япония, Китай, Англия, Греция, Италия, Чехия, Франция, Израиль, Индия, Германия, Нидерланды, Россия). Сам Джуран написал главу об истории управления качеством в США и заключительную главу "Итоги, тенденции и прогнозы". Он также является ее главным редактором.

Идея этой книги вынашивалась Джураном давно. Будучи широко образованным и духовно богатым человеком, доктор Джуран, несмотря на свою огромную занятость, находил время для чтения книг (к чтению он пристрастился с раннего детства), посещения музеев и выставок, театров и концертов.

Эмблема института Дж. Джурана

Во всех своих зарубежных поездках он также находил время знакомиться с историей тех стран, где он был, с их историко-художественными ценностями. В музеях его всегда привлекали экспонаты, отражающие древние способы измерения и контроля. Неслучайно эмблемой Института Джурана стала фреска, показывающая операцию контроля в Древнем Египте при строительстве сооружений. Публикация подобной, уникальной в своем роде книги - дар Джурана тем пытливым людям, которые ищут качество всегда и во всем. Данная книга переведена на русский язык и опубликована в трех томах издательством "Стандарты и качество" под названием: "Качество в истории цивилизаций" в 2004 г.

К своему столетнему юбилею Джуран выпустил автобиографическую книгу: "Архитектор качества", в которой весьма подробно изложил все факты своей трудной и необычайно интересной жизни.

За свое подвижническое служение качеству доктор Джуран  удостоился признания свыше 100 раз. Это признание имело форму медалей, почетного членства в разных организациях, почетных степеней и званий и т. д., присужденных правительствами, профессиональными обществами, университетами, промышленными компаниями в 20 странах. 

Наиболее престижными наградами, помимо Золотой медали ЕОК и ордена Японии, он считал Национальную медаль за вклад в развитие технологии, врученную ему президентом Джорджем Бушем-старшим в 1992 г., и членство в Национальной инженерной академии США, куда его приняли в 1988 г. Все награды Джурана хранятся в Центре лидерства в качестве при Университете штата Миннесота.

В 1994 г. в статье "Наступающий век качества", опубликованной в журнале Quality Progress, Джуран написал слова о специалистах по качеству, с которыми нельзя не согласиться: "Быть профессионалом в качестве - тяжелая работа, потому что она имеет дело с изменениями, она требует людей, способных возражать и бросать вызов. Цель обеспечения качества - всеобщее благо, цель, которая приносит удовлетворение тем, кто живет не только во имя собственной пользы".

https://vk.com/@-200942348-upravlenie-kachestvom-v-licah-dzhozef-m-dzhuran

Подготовила Людмила Циновкина, специалист по менеджменту