Система сбалансированных показателей (BSC - Balanced Scorecard)

Система сбалансированных показателей (BSC - Balanced Scorecard)

http://rbc-gr.ru/HR_consulting/balanc.cshtml

 

Система сбалансированных показателей (BSC - Balanced Scorecard)

 

Система сбалансированных показателей – это один из самых современных инструментов управления компанией. BSC рассматривает компанию через призму четырех основных элементов управления: финансы, клиенты, процессы и персонал.

Для того, чтобы основные элементы стали управляемыми, их необходимо оцифровать в конкретные показатели. Оцифрованные показатели - это самое главное и одновременно самое сложное в процессе разработки системы сбалансированных показателей.


Чем отличается компания ДО внедрения системы сбалансированных показателей и ПОСЛЕ?

До

После

• Сотрудники не знают целей компании, поэтому заняты в основном реализацией своих целей

• Все сотрудники знают цели компании и знают свою роль в достижении целей компании. Личные цели сотрудников связаны с целями компании и служат их достижению

• Эффективность работы низкая, потому что нет концентрации на основных показателях

• Выделены те ключевые показатели, которые влияют на достижение 80% результата, поэтому эффективность увеличивается

• Отделы противостоят друг другу, потому что каждый добивается своих показателей, а они порой совершенно противоположны показателям соседнего отдела

• Отделы функционируют как единый механизм, поскольку все процессы и показатели взаимоувязаны на общую цель и не противоречат друг другу

• Ресурсы компании тратятся, по большей части, в пустую, потому что нет четкого понимания, на что их тратить в первую очередь

• Ресурсы компании используются только для достижения основных целей компании в пропорциональном значении от степени влияния этих целей на результат

• У компании есть разработанная стратегия развития, но идут годы, а она остается лишь на бумаге и в виде презентаций

• Появляется возможность управлять процессом реализации стратегии. Вся компания и каждый отдельный сотрудник участвуют в реализации стратегии компании, поскольку у каждого есть свой показатель, который работает в общую копилку

Процесс разработки и внедрения системы сбалансированных показателей в компании по времени длится около года (или даже дольше). Непосредственное участие в процессе разработки должны принимать сами ТОП-менеджеры компании и все ключевые руководители подразделений компании. Наши консультанты – это лишь модераторы процесса.

Этапы процесса разработки:

  1. Формирование команды разработчиков Системы сбалансированных показателей из числа ТОП-менеджеров и ключевых сотрудников компании (заказчика).
  2. Вводная лекция о назначении и механизме BSC. Игра-имитация разработки системы сбалансированных показателей для команды, которой предстоит в течение года этим заниматься.
  3. Ревизия целей и стратегии компании (если нет четких целей и стратегии, то – их разработка).
  4. Разработка финансовых показателей. Согласование их с целями компании.
  5. Разработка клиентских показателей. Согласование их с целями компании и с финансовыми показателями.
  6. Выделение и описание основных бизнес-процессов в компании (как правило пять основных БП). Каждый сотрудник в результате получает свои KPI, которые вытекают из основных бизнес-процессов.
  7. Разработка показателей по обучению и развитию персонала.
  8. Построение Стратегической карты компании.

Примерно такой:

  1. Разработка плана ввода изменений
  2. Презентация Системы сбалансированных показателей внутри компании
  3. Запуск