Шагая в ногу с логистикой

Шагая в ногу с логистикой
фото: в свободном доступе

Шагая в ногу с логистикой

В ситуации новой нормальности компании бросают вызов существующим ограничениям в электронной коммерции

https://www.iso.org/files/live/sites/isoorg/files/news/News_archive/2021/11/Ref2767/Ref2767.jpg/thumbnails/300x300

Несомненно, в настоящий момент индустрия продаж через интернет получает огромное развитие во всем мире. Поскольку все больше и больше людей ежедневно совершают покупки на различных торговых платформах онлайн, розничная торговля в интернете превратилась в процветающий, но все еще крайне сложный бизнес. Чтобы справиться с ростом электронной коммерции и тем, что движет её, сектор логистики вынужден пытаться угнаться за их развитием.

 

Логистика онлайн-покупок - это процесс хранения и доставки товаров из интернет-магазина к месту назначения, выбранного покупателем. Логистика на платформах электронной коммерции также подразумевает управление перечнем имеющихся товаров во время комплектации, упаковки и доставки любых заказов, сделанных через интернет.

Хонгру (Джуди) Чжу (Hongru (Judy) Zhu ) неплохо разбирается в том, насколько важной является логистика в компании Alibaba. Будучи руководителем отдела стандартизации группы, Чжу считает, что в целях поддержания эффективности логистики остро необходима поддержка со стороны сферы стандартизации. "Это важный способ обмена информацией между логистическими партнерами, - говорит она. - В конечном итоге построение глобальных "умных" цепей поставок, а также международный обмен логистической информацией и сотрудничество становятся возможными только благодаря использованию стандартов".

Благодаря современным глобальным интеллектуальным логистическим сетям пользователи могут приобретать товары в любом онлайн-магазине и в режиме реального времени отслеживать, где находится их посылка. Такие системы позволяют людям совершать покупки в любой точке мира и способствуют обмену информацией между границами, что способствует повышению доверия покупателей.

Стандарты ISO обеспечивают сквозную видимость всей цепи поставок    в режиме реального времени

Прозрачность логистики

Таким образом, чтобы поддерживать бесперебойные поставки товаров в глобальном масштабе, логистический сектор должен становиться все более упорядоченным и эффективным. Это нелегкая задача, учитывая все сложности. Обзор логистики "с высоты птичьего полета" поможет оптимизировать управление и снизить затраты в таких сложных и все более глобальных цепях поставок. Все - от поставщиков логистических услуг до грузоперевозчиков и их клиентов - должны точно знать, где находятся их грузы в любой момент времени. Именно здесь и могут помочь стандарты ИСО. Стандарты ИСО обеспечивают сквозную видимость всей цепи поставок в режиме реального времени. Компании и пользователи могут точно знать, где находятся грузы в любой выбранный момент времени, где они были раньше и почему.

Электронная платформа, предоставляемая системой портового сообщества (СПС) для морского транспорта или системой грузового сообщества (СГС) для воздушных перевозок, является сердцем целой "паутины" логистических данных, необходимых для бесперебойной торговли, передавая сообщения и позволяя повторно использовать данные там, где это возможно. Это означает, что многим заинтересованным сторонам, участвующим в бизнесе перемещения товаров по всему миру, потребуется вводить свои данные только один раз.

В настоящее время региональные системы логистических информационных услуг (например, СПС или СГС) уже могут предоставлять информацию о главной логистической цепи, такой как авиакомпании и порты, но эта технология еще не используется более мелкими ключевыми игроками на логистических аренах. Кроме того, до сих пор существует множество проблем в обмене информацией между такими системами.

 

Упрощение

При наличии настолько взаимосвязанных структур упрощение возможно только с помощью стандартов. Для Чжу из Alibaba, которая ранее являлась председателем ИСО/ТК 154, технического комитета ИСO, занимающегося стандартизированным обменом данными для содействия развитию торговли, преимущества использования стандартов ИСO в области логистики очевидны: "Стандарты ИСO устраняют торговые барьеры, улучшают логистические процессы и создают общий язык для всех участников рынка".

Стандарт ISO 23354 "Бизнес-требования для сквозной видимости логистического потока" направлен на повышение эффективности обмена данными. Он основан на семантической модели данных Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронному бизнесу (UN/CEFACT), ), в частности, на модели справочных данных мультимодальных перевозок (MMT-RDM). Разработанный для снижения стоимости взаимосвязи между системами логистических информационных услуг (LISS) и пользователями, которым нужна такая логистическая информация, стандарт устанавливает три бизнес-требования для обеспечения видимости логистических транспортных потоков:

  1. Требования к архитектуре сети LISS.
  2. Требования к обмену данными видимости между LISS.
  3. Требования к интерфейсу данных видимости и процессам для сети LISS.

"Самое замечательное в этом стандарте, - говорит Чжу, - это то, что пользователи могут получать данные, предоставляемые различными системами портового сообщества, через один и тот же стандартизированный интерфейс, в зависимости от их уровня доступа к этим данным". На практике формирование "сквозных" потоков данных затруднено из-за различных невзаимозаменяемых технических решений и форматов данных, предоставляемых различными региональными системами логистических информационных услуг. Например, пользователи запрашивают данные о контейнерах, но ответы от двух логистических информационных систем не согласованы между собой.

 

Обеспечивая поток данных

Логистическая видимость должна быть эффективной и экономически выгодной. Именно поэтому системы логистических информационных услуг постоянно стремятся к получению более ценных и стандартизированных данных о состоянии событий для их различных пользователей. Кроме того, пользователи данных должны иметь возможность доступа к различным СПС через унифицированные интерфейсы.

Именно здесь на помощь приходит стандарт ISO 23355. Будущий стандарт будет направлен на установление соединений между сетями LISS и удовлетворение требований различных поставщиков и пользователей данных. Этот стандарт, также основанный на UN/CEFACT MMT-RDM, предназначен для использования поставщиками логистических информационных услуг, таких как СПС, СГС, экспедиторские системы и т.д. Логистические органы и пользователи логистических данных также смогут использовать данный стандарт для отслеживания логистических потоков и оптимизации своих услуг.

"Стоимость разработки доступа должна быть снижена благодаря стандартизированным интерфейсам, а системы логистических информационных услуг должны предоставлять важные данные по более низкой цене, чтобы улучшить опыт пользователей, - говорит Чжу. - Таким образом, можно уменьшить недопонимание информации о данных". Общим решением является доставка и обмен информацией в режиме реального времени с заинтересованными сторонами по всему миру контролируемым и безопасным способом. Именно поэтому современные компании обращаются за помощью к стандартам ИСO.

По словам Чжу, стандарты ISO 23354 и ISO 23355 разработаны с использованием промышленных решений. Фундамент, поддерживающий эти стандарты, основан на лучших отраслевых практиках обмена данными о видимости, разработанных совместно с UN/CEFACT при участии членов Сети логистических информационных служб Северо-Восточной Азии (NEAL-NET), Международной ассоциации систем портовых сообществ (IPCSA) и Национальной общественной информационной платформы транспорта и логистики (LOGINK) в Китае. Параллельно свободному потоку данных помогает инициатива IPCSA - проект "Сеть доверенных сетей", направленный на упрощение трансграничных соглашений и согласование возможных сборов.

Будущее логистики

Ни одна из цепных реакций, отразившийся во всей цепочке поставок, не была более важным, чем запущенная пандемией COVID-19. Это уникальное время в нашей истории как никогда ранее подчеркнуло необходимость связи, подчеркивая нашу крайнюю зависимость от технологий для поддержания нашей экономики на плаву. Логистическая отрасль, однако, смогла достаточно быстро отреагировать, внеся необходимые коррективы, чтобы минимизировать последствия для своих клиентов.

По прошествии нескольких месяцев кажется, что привычки приобретать товары в интернете, сформировавшиеся во время пандемии, скорее всего, останутся с нами навсегда. Розничные торговцы по-прежнему будут сталкиваться с многочисленными проблемами, такими как повышение эффективности онлайнового маркетинга и продаж, а также предложение новых товаров, отвечающих новым требованиям покупателей. Стандарты ИСО в значительной степени помогут компаниям расширить масштабы своего бизнеса, чтобы удовлетворить потребности клиентов и обеспечить свою ценность. Пришло время раскрыть весь потенциал наших цифровых цепочек поставок. Никогда еще не было так важно идти в ногу с логистикой, как сейчас.

По материалам ресурса

Людмила Циновкина,  консультант, руководитель семинаров и тренингов                                                        по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018,                                           асессор  Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)