Понимание процессного подхода
Процессный подход является мощным средством организации производственных видов деятельности в создании ценностей для потребителей и других заинтересованных сторон, а также управления ими.
Организации часто структурированы в виде иерархии функциональных единиц. Менеджмент в организации обычно осуществляется вертикально с ответственностью за предполагаемые выходы, поделенной между функциональными единицами. Конечный потребитель или другая заинтересованная сторона не всегда видны всем вовлеченным функциональным единицам. Поэтому проблемам, которые возникают на границах между функциональными единицами, часто придают меньшее значение, чем краткосрочным целям функциональных единиц. Это приводит лишь к незначительному улучшению или отсутствию улучшения вообще для заинтересованной стороны, так как действия функциональных единиц обычно сфокусированы на функциях, а не на общей выгоде для организации.
Процессный подход вводит горизонтальный менеджмент, пересекающий барьеры между разными функциональными единицами и нацеливающий их усилия на основные цели организации. Он также улучшает менеджмент взаимосвязей процессов между собой.
Типы процессов
В соответствии с практикой процессного подхода к СМК выделяют три типа процессов:
- процессы управления;
- основные процессы;
- вспомогательные (поддерживающие) процессы.
Тип процессов |
Отличительные признаки |
||
|
Процессы менеджмента организации |
- Результатом является деятельность всей организации; - Результат получают основные и вспомогательные процессы |
|
|
Основные процессы (бизнес- процессы) |
- Через них проходит основной продукт, добавляя продукту ценность - Результат получает потребитель |
|
|
Вспомогательные процессы
|
- Не касаются основного продукта - Результат получает основной процесс |
Процессы управления - это процессы, протекающие на уровне организации, обеспечивающие работу цикла PDCA уровня организации и формирование вертикальных связей в организации. К процессам управления можно отнести:
- общее руководство организацией (включая стратегическое планирование, а также формирование управляющих воздействий уровня организации);
- планирование, мотивирование, организация, координирование и распределение ресурсов;
- внедрение новых проектов, связанных с инновациями;
- внутренний аудит, анализ со стороны руководства.
Основные процессы - это процессы, являющиеся основой функционирования СМК, ради осуществления которых система и создается. Основные процессы лежат на пути следования продукции и добавления ценности для потребителей, т.е. это центры прибыли, где организация зарабатывает деньги. В качестве основы для выделения основных процессов в организации используется схема жизненного цикла продукции.
Вспомогательные (поддерживающие) процессы - это процессы, создающие условия для эффективного функционирования основных процессов. Вспомогательные процессы напрямую не контактируют с продукцией.
При определении того, какие процессы следует документировать, организация может рассмотреть такие факторы, как:
- влияние на качество; риск неудовлетворенности потребителей;
- законодательные и/или регулирующие требования;
- экономический риск; результативность и эффективность;
- компетентность персонала;
- сложность процессов.
Не существует «каталога» или перечня процессов, которые должны быть документированы. Каждой организации следует определить, какие процессы следует документировать на основании требований ее потребителей и соответствующих регулирующих и законодательных требований, характера ее деятельности и общей корпоративной стратегии. В данном случае важна суть:
через основные процессы проходят производимая продукция и/или услуги и их компоненты (маркетинговая информация, проектная информация, входящие материалы и др.)
Если у вас появился интерес к международному стандарту ИСО 9001:2015 и сложились все предпосылки к внедрению системы менеджмента качества, предлагаем сотрудничество.
Предложение!!!
Вы можете пройти обучение дистанционно, в режиме on-line.
Дистанционная форма обучения – возможность получить профессиональные знания и квалификацию, не покидая родного дома. Обучение доступно всем желающим с высшим или средним профессиональным образованием и будет проходить с применением самых современных коммуникационных технологий и с привязкой деятельности вашей компании.
Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты-руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.
Предложения вы найдете, пройдя по ссылке: https://standard.kz/ru/projects/seminary-i-treningi.
Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, асессор Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через