фото: в свободном доступе
Модель EFQM 2020 — лучшая инновация на пути к деловому совершенству
Новая модель EFQM 2020 принята в октябре 2019 г. Она ориентирована на интересы организаций-лидеров, стремящихся к достижению выдающихся результатов.
Чтобы совместно создать новую модель EFQM, были опрошены около 2000 экспертов, проведено 24 семинара во всем мире, проведены беседы с лидерами более чем 60 различных компаний, была создана основная группа экспертов и были привлечены специалисты из различных отраслей и ученых.
Модель EFQM имеет свой период пересмотра, который во многом зависит от экономической ситуации в Европе и мире в целом, а также от многих других факторов. Прошло достаточно времени между представлением модели EFQM 2013 и модели EFQM 2020, поэтому процесс появления новой модели широко обсуждался. Конечно, многие специалисты, ежедневно работающие с EFQM 2013, считают, что она не потеряла своей актуальности и продолжает являться мощным инструментом самооценки и совершенствования как деятельности, так и результатов, не исчерпав свой ресурс. Они были больше склонны к тому, чтобы внести изменения в модель EFQM 2013, не меняя ее радикально. Тем не менее руководители компаний и корпораций, топ-менеджмент видели необходимость в применении более динамичной модели, повышающей роль как целеполагания, лидерства, так и организационной культуры как совокупности ценностей и норм, разделяемых всеми заинтересованными сторонами. Поэтому они выступали за радикальный пересмотр модели, считая ее наилучшей инновацией, позволяющей компаниям преуспевать сегодня и в обозримом будущем.
Модель EFQM 2020 является структурой, поддерживающей новый подход к деятельности организации. По сути она — лучшая инновация на пути к деловому совершенству. Ее применение даст вам понимание «узких мест» и возможных на сегодняшний день решений, обеспечит возможность достижения успеха и значительного улучшения ваших результатов.
Сравнение Модели 2013 с новой Моделью. Из таблицы видно, что это совершенно новая Модель по набору Критериев и подкритериев, контрольных точек. Новая терминология, новый философский подход, который не содержит Фундаментальных концепций, но имеет отражение в описании самой Модели.
Структура модели EFQM основана на простой, но мощной логике, состоящей из трех вопросов:
- Why? (целеполагание) — зачем существует организация? Какую цель она достигает? Почему выбрана именно эта стратегия?
- How? (действия) — как она намеревается реализовать выбранную стратегию и достичь цели
- What? (результаты) — чего она фактически достигла на сегодняшний день? Чего она намерена достичь завтра?
Последнее издание модели EFQM поддерживает важность таких принципов, как:
- приоритет интересов потребителя;
- необходимость выстраивания долгосрочных отношений с заинтересованными сторонами;
- понимание причинно-следственных связей между целями и задачами организации, ее подходами к их достижению и результатами действий.
В новой модели содержится ряд существенных изменений, которые носят принципиальный характер:
- не используется термин «совершенство»;
- исключены Фундаментальные концепции совершенства. Все они практически в этой же формулировке появились в стандарте ИСО 9001-2015;
- отсутствует отдельный критерий, посвященный персоналу организации. Этот аспект проходит потоком через различные части критериев Модели.
Представляю вам эволюцию Фундаментальных концепций совершенства в различных версиях Модели EFQM
Ключевые темы новой модели
Ключевые темы модели включены в структуру критериев новой модели
Можно выделить пять ключевых направлений, на которых сфокусирована новая модель:
- Культура является одним из ведущих направлений, поскольку формирование выдающейся организационной культуры — это то, как компании управляют своими сотрудниками, вдохновляют их на достижение цели, стремление к устойчивому развитию и создание ценности для потребителя. Создание такой культуры позволяет объединить людей с различными убеждениями, культурной идентичностью, учесть специфику окружения организации и сложившиеся стиль и нормы поведения.
- Эффективное лидерство позволяет сохранить приверженность организации своей цели, миссии и видению. При этом поддерживается подход «лидеры на всех уровнях», что обеспечивает надежное и своевременное принятие решений, сотрудничество и командную работу на каждом уровне и в каждом проекте.
- Трансформация и производительность приобретают особый смысл в условиях быстрых внешних изменений. Принципиально новое и вызывающее сложности в реализации данных задач — необходимость их одновременного решения.
- Гибкость и адаптивность также являются отличительными тенденциями новой модели. Они обеспечивают для организации любого размера, структуры и сферы деятельности возможность достижения устойчивой выдающейся производительности.
- Фокус на будущее и развитие организации поддерживается применением современных подходов организационного анализа, прогнозирования будущего с целью проведения практических преобразований. Модель создавалась в 2018—2019 гг., и ее принятие вызвало большую дискуссию и настороженность в среде специалистов. В то же время пандемия 2020 г. на практике подтвердила правильность ориентации на быстрые изменения модели, поскольку многие российские организации (особенно в медицинской сфере) несколько раз в течение немногим более полугода претерпели организационные трансформации одновременно с перестройкой процесса производства или оказания услуг. Эти вызовы позволили получить бесценный опыт практического применения большинства идей и концепций, лежащих в основе новой модели, который дал ясное понимание необходимости инновационных изменений в менеджменте компаний и организаций.
Если вас заинтересовала эта информация, приглашаем к сотрудничеству.
Предложения вы найдете, пройдя по ссылке: https://standard.kz/ru/projects/evropeiskaya-model-soversenstva-efqm
Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, асессор Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через