Международные требования к лидерству в образовательных организациях

Международные требования к лидерству в образовательных организациях
фото: /internet-start.net/

Международные требования к лидерству в образовательных организациях

 Требования международного стандарта  ISO 9001, общие положения (п.5.1.1)

Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента качества посредством:

a) принятия ответственности за результативность системы менеджмента качества;

b) обеспечения разработки политики и целей в области качества, которые согласуются с условиями среды организации и ее стратегическим направлением;

c) обеспечения интеграции требований системы менеджмента качества в бизнес-процессы организации;

d) содействия применению процессного подхода и риск-ориентированного мышления;

e) обеспечения доступности ресурсов, необходимых для системы менеджмента качества;

f) распространения в организации понимания важности результативного менеджмента качества и соответствия требованиям системы менеджмента качества;

g) обеспечения достижения системой менеджмента качества намеченных результатов;

h) вовлечения, руководства и оказания поддержки участия работников в обеспечении результативности системы менеджмента качества;

i) поддержки улучшения;

j) поддержки других соответствующих руководителей в демонстрации ими лидерства в сфере их ответственности.

Примечание. Слово "бизнес" в настоящем стандарте следует понимать в широком смысле как отображение видов деятельности, которые являются ключевыми для целей существования организации, независимо от того, является ли она государственной, частной, ставит ли она своей целью получение прибыли или нет.

 Требования международного стандарта  ISO 9001 "Ориентация на потребителей" (5.1.2)

Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и приверженность в отношении ориентации на потребителей посредством обеспечения того, что:

a) требования потребителей, а также применимые законодательные и нормативные правовые требования определены, поняты и неизменно выполняются;

b) риски и возможности, которые могут оказывать влияние на соответствие продукции и услуг и на способность повышать удовлетворенность потребителей, определены и рассмотрены;

c) в центре внимания находится повышение удовлетворенности потребителей.

Для того чтобы удовлетворить потребности и ожидания потребителей руководству организации, следует понять потребности и ожидания своих потребителей, определить характеристики продукции, ключевые для своих потребителей, выявить и оценить конкурентную ситуацию на своем рынке и выявить [свои] рыночные возможности, слабые стороны и конкурентные преимущества в будущем.

Примеры потребностей и ожиданий потребителей по отношению к услугам

Руководству следует также обеспечить, чтобы в организации знали законодательные и нормативные требования, относящиеся к ее услугам, процессам и видам деятельности, и ему следует включить такие требования в систему менеджмента качества как ее составную часть.

Высшее руководство (лицо или группа лиц, которые осуществляют управление деятельность образовательного учреждения и контроль этой деятельности) должно идентифицировать факторы характеристики образовательной деятельности, отвечающие требованиям и ожиданиям потребителей.

При сертификации и/или аккредитации образовательного учреждения высшее руководство должно гарантировать выполнение законодательных и обязательных требований в образовательных программах и процессах.

Главное требование этого подраздела - высшее руководство должно определить и выполнять обязательства по поддержанию в рабочем состоянии и постоянному улучшению системы менеджмента качества. Для этого высшее руководство образовательного учреждения должно использовать такие стратегии, как:

- принятие ответственности за результативность системы менеджмента качества;

- разработка политики в области качества образовательного учреждения, которые согласуются с условиями среды организации и ее стратегическим направлением;

- обеспечение интеграции требований системы менеджмента качества в бизнес-процессы организации;

- содействие применению процессного подхода и риск-ориентированного мышления;

- распространение в организации понимания важности результативного менеджмента качества и соответствия требованиям системы менеджмента качества;

- обмен информацией о планировании системы менеджмента качества по всей организации;

- обмен информацией, относящейся к анализу и доработке плана системы менеджмента качества. Наглядным свидетельством о принятии обязательств, выполнении анализа и создании необходимой внутренней среды со стороны высшего руководства могут быть следующие действия:

  • установление и доведение до сведения персонала политики в области качества, которая позволяет всем работникам образовательного учреждения понимать видение, миссию и стратегические цели организации в области качества;
  • установление целей в области качества в текущей образовательной деятельности для реализации политики в области качества образовательного учреждения;
  • максимально возможное обеспечение человеческими и материальными ресурсами, необходимыми для достижения поставленных целей;
  • доведение до сведения всего персонала образовательного учреждения важности удовлетворения требований обучающегося (потребителя), так же как исполнения законодательных и обязательных требований, к предоставлению образовательных услуг надлежащего качества;
  • публикация периодических изданий образовательного учреждения для информирования по вопросам, связанным с качеством (таким как цели в области качества), и обеспечения обратной связи с обучающимися/потребителями;
  • оценка работы образовательного учреждения для мониторинга выполнения установленных политики и целей.

  Обязательства руководства в образовательной организации

Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению её результативности посредством:

a) доведения до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;

b) разработки политики в области качества;

c) обеспечения разработки целей в области качества;

d) проведения анализа со стороны руководства;

e) обеспечения необходимыми ресурсами.

  Ориентация на потребителя в образовательной организации

Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности.

Высшее руководство образовательного учреждения должно идентифицировать потребности и ожидания потребителей, выполнять их и стремиться к их полному удовлетворению.

Потребности и ожидания должны быть идентифицированы в соответствии со спецификой образовательного учреждения.

Требования потребителей часто подразумеваются. Они должны быть определены и учтены при составлении учебного плана путем установления четких показателей результативности и эффективности обучения. Проекты учебных планов должны быть проанализированы на предварительной стадии учебного процесса и как минимум один раз в год после утверждения актуализированы и проверены на выполнение установленных требований и соответствие целям образовательного учреждения.

 С целью повышения компетентности в данном вопросе мы подготовили для вас семинар на тему: "Менеджер СМК".

Для кого предназначен этот семинар

Этот семинар предназначен для создания системы менеджмента качества, когда требуется стратегическое решение образовательной  организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества образовательной  организации влияют:

  • бизнес-среда, изменения или риски, связанные с этой средой;
  • изменяющиеся потребности;
  • конкретные цели;
  • образовательная услуга;
  • применяемые процессы.

Система менеджмента качества не предполагает единообразия в своей структуре или документации и требования являются дополнением требований к образовательной услуге.

Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты - руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.

Если вас заинтересовала информация и вы хотите продвинуть свою образовательную организацию, обратите внимание на предложение в этой  ссылке:   https://q-manager.kz/.

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)