Эволюция развития международного стандарта ISO 9001:2015

Эволюция развития международного стандарта ISO 9001:2015
фото: в свободном доступе

Эволюция развития международного стандарта ISO 9001:2015

 Последняя версия стандарта ИСО 9001:2015. Прошло уже более 30 лет с момента появления первого издания международного стандарта ИСО 9001, устанавливающего требования к системам менеджмента качества организаций. В  2015 году  выпущено пятое издание этого стандарта. За этот срок стандарт приобрел международное признание на всех континентах мира как для создания систем менеджмента качества, так и для ее последующей сертификации. Около 1,5 миллионов сертификатов было выдано на соответствие ИСО 9001 - самому известному международному стандарту. В Республике Казахстан также было выдано внушительное количество сертификатов соответствия ИСО 9001, исчисляемое тысячами.

Эволюция стандарта ИСО 9001:2015

 

Причины появления пятой версии МС ИСО 9001:2015

Появление пятого издания ИСО 9001 вызвано несколькими причинами. Во-первых, за прошедший период произошли существенные изменения в мировой практике менеджмента, окружающей деловой среде, а также накоплены новые знания. Во-вторых, появились новые стандарты на системы менеджмента, что вызвало необходимость в создании единого подхода. В противном случае, сложность работы со стандартами менеджмента будет нарастать как «снежный ком», затрудняя их практическое применение. В-третьих, есть некоторые «рудименты», с которыми необходимо расстаться, чтобы двигаться дальше. Например, как «обязательные документированные процедуры» и «документированное руководство по качеству». В-четвертых, единственный стандарт систем менеджмента, который не использует риск-менеджмент, был, как ни странно, наш любимый ИСО 9001. В целом получилось так, что стартовав первым, ИСО 9001 оказался в конце, отстав от других аналогичных стандартов менеджмента из-за своей устаревшей структуры. В-пятых, нужна и вертикальная интеграция менеджмента организации. Система менеджмента качества должна соответствовать общей стратегии организации, т.е. ее бизнес-планам, а не быть отдельной автономной частью организации.
В результате пятое издание ИСО 9001 претерпело значительные изменения. Настолько значительные, что по существу мы имеем новый текст документа. Поэтому разработчики постарались максимально облегчить переход на новую версию для пользователей стандарта ИСО 9001.

1. Изменение в мировой практике менеджмента. Накоплены новые знания.

2. Появление новых стандартов на системы менеджмента.

3. Необходимость расстаться с обязательными документированными процедурами, руководством по качеству.

4. Необходимость использование риск-менеджмента структуры.

5. Нужна и вертикальная интеграция менеджмента организации.

Основная причина - появление Директивы ISO /IES консолидации систем менеджмента.

Существенные изменения ISO 9001:2015:

  • Понимание организации и ее среды (4.1).
  • Понимание потребности и ожиданий заинтересованных сторон (4.2).
  • Определение области применения системы менеджмента качества (4,3).
  • Лидерство и приверженность (5.1).
  • Планирование измерений (6.3).
  • Документированная информация (7.5).
  • Требования к продукции и услугам (8.2).
  • Мониторинг, измерения, анализ и оценка (9.1).

 

Внимание!!! Новая редакция ISO 9001 фокусируется на снижении рисков и применении процессного подхода.

 

 

 Цели и задачи новой версии ISO 9001:2015

Перед началом разработки пятой версии международного стандарта ISO 9001 перед комитетом ISO/ТК 176 стояли следующие задачи или концепции в 2010 году:

  • интеграция риск-менеджмента,
  • расширение фокуса на соответствие продукции,
  • финансовые ресурсы,
  • поддержание инфраструктуры,
  • согласованность с практикой управления бизнеса,
  • менеджмент процессов,
  • менеджмент знаний,
  • принципы менеджмента качества,
  • компетентность.

Ключевые изменения ИСО 9001:2015

1) Изменениям подверглись:

  • термины;
  • разделы
  • принципы.

2) Термин «продукция» изменился на термин «продукт». У каждой организации независимо от размера и форм собственности  есть результаты деятельность – продукт ее деятельности в виде продукта, услуги и т.д.

3) Услугами считаются работа, поставка продукта, обучение, услуги в различных сферах и т.д.

4)Термины «документация»  и «записи»  объединены в единый термин «документированная информация». Это избавит от лишних споров о том, что следует считать документами и что следует считать записями. Тем более что вместо бумажных документов  используются электронные документы и записи в базе данных.

5) Новое понятие «организационная среда». Под организационной средой понимается окружающая среда, включающая в себя совокупность внутренних и внешних факторов. организационная среда используются для анализа и оценки рисков, для стратегического планирования. Наиболее значимой составляющей организационной среды является «Заинтересованная сторона», т.е. физическое или юридическое лицо, интересы которого связаны с организацией. Понимание организационной среды позволяет определить все требования к системе менеджмента качества, а также четко определить область применения для нашей системы менеджмента качества.

6) Исчез термин «Предупреждающие действия» и соответствующий раздел. Из предыдущих изданий стандарта не было ясно, почему и как организация должна была определять и осуществлять предупреждающие действия. Но это не означает, что теперь организация не должна осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновения несоответствий. Такие меры будут реализоваться в рамках риск-менеджмента. 

7) Риск-менеджмент теперь станет требованием стандарта ИСО 9001:2015. Теперь организация обязана идентифицировать и управлять своими рисками, связанными с качеством и удовлетворенностью потребителей. Организация сама определяет методику риск-менеджмента. Например, организация может использовать с этой целью ранее изданный международный стандарт ИСО 31000:2009 «Риск- менеджмент — Принципы и руководящие указания»

8) Все требования касательно закупаемых товаров и услуг, а также к процессам, передаваемым внешним организациям, объединяются в один раздел «Контроль продуктов и услуг от внешних поставщиков». Раньше эти требования были «размазаны» по всему стандарту.

9) Отказ от так называемых обязательных документированных процедур и руководства по качеству. Это рудименты от ранних изданий ИСО 9001 в нашу динамическую эпоху полностью изжили себя. Теперь организация сама определяет то, как она будет управлять процессами, а не только через «документированные процедуры». Если же организация не пожелает расстаться с документированными процедурами, то это не будет противоречить требованиям ИСО 9001:2015. Формальных или бумажных доказательств соответствия теперь будет недостаточно, а необходимы реально функционирующие процессы в реально функционирующей организации.

10) Исчезнет обязательное требование по наличию «представителя руководства по качеству». Организационная структура не будет диктоваться стандартом.

11) Основные разделы практически полностью изменились. Их стало больше – десять вместо восьми прежних.

Пересмотр последней версии  ИСО 9001:2015

Стандарты разрабатываются самими организациями-пользователями и регулярно пересматриваются - обычно каждые пять лет - для обеспечения того, чтобы они все еще соответствовали поставленным целям.

В 2020 году TC176/SC2 произвел систематический анализ данного стандарта, включая опрос и его пользователей. Целью анализа было выявление мнения опрошенных относительно того, насколько стандарт нуждается в пересмотре и что может потребовать изменения. Результаты опроса показали, что большинство пользователей считает действующую версию стандарта достаточной. Это означает, что следующее издание стандарта с учетом пятилетнего цикла, дающегося на пересмотр и адаптацию, а также трех лет на разработку, появится не ранее 2030 года.

В апреле 2021 года члены Технического комитета 176 Международной организации по стандартизации (ISO), подкомитета 2 ((TC176/SC2) приняли решение отложить пересмотр действующей версии стандарта ISO 9001:2015.

Если у вас появился интерес к  международному стандарту  ИСО 9001:2015 и сложились все предпосылки к внедрению системы менеджмента качества, предлагаем сотрудничество.

Предложение!!!

Вы можете пройти обучение дистанционно, в режиме on-line.

Дистанционная форма обучения – возможность получить профессиональные знания и квалификацию, не покидая родного дома. Обучение доступно всем желающим с высшим или средним профессиональным образованием. и будет проходить с применением самых современных коммуникационных технологий и с привязкой деятельности вашей компании.

Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты-руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.

Предложения вы найдете,  пройдя по ссылке: https://standard.kz/ru/projects/seminary-i-treningi.

Людмила Циновкина,  консультант, руководитель семинаров и тренингов                                            по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018,                                               асессор  Европейского Фонда менеджмента качества (EFQM)