Для чего необходимо анализировать образовательную деятельность

Для чего необходимо анализировать образовательную деятельность
фото: Pixabay

Для чего необходимо анализировать образовательную деятельность

 Требования международного стандарта ISO 9001:2015, п.9.3" Анализ со стороны руководства"

9.3.1 Общие положения

Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества в целях обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности, результативности и согласованности со стратегическим направлением организации.

9.3.2 Входные данные анализа со стороны руководства

Анализ со стороны руководства должен планироваться и включать в себя рассмотрение:

а) статуса действий по результатам предыдущих анализов со стороны руководства;

b) изменений во внешних и внутренних факторах, касающихся системы менеджмента качества;

c) информации о результатах деятельности и результативности системы менеджмента качества, включая тенденции, относящиеся:

1) к удовлетворенности потребителей и отзывам от соответствующих заинтересованных сторон;

2) степени достижения целей в области качества;

3) показателям процессов и соответствию продукции и услуг;

4) несоответствиям и корректирующим действиям;

5) результатам мониторинга и измерений;

6) результатам аудитов;

7) результатам деятельности внешних поставщиков;

d) достаточности ресурсов;

e) результативности действий, предпринятых в отношении рисков и возможностей;

f) возможностям для улучшения.

9.3.3 Выходные данные анализа со стороны руководства

Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать в себя решения и действия, относящиеся:

a) к возможностям для улучшения;

b) любым необходимым изменениям системы менеджмента качества;

c) потребности в ресурсах.

 Пояснения

Результативность СМК — степень, в какой организация реализовала запланированную деятельность и достигла запланированных результатов в реализации политики в области качества и достижении целей в области качества, включая цели, относящиеся к удовлетворенности конкретных потребителей и ожиданиям рынка.

Повышение результативности СМК означает плановую деятельность по обеспечению того, чтобы СМК продолжала оставаться результативной при постановке более высоких целей в области качества.

Что необходимо для реализации требования п. 9.3? 

Комментарии

В организации следует внедрить процедуру сбора данных для проведения анализа со стороны руководства. Входные данные собираются и интегрируются службой качества.

Данные об управлении (функционировании) процессами и продукцией должны предоставляться владельцами процессов.

Итоговые данные о результатах внутренних аудитов также подготавливаются службой качества (главным аудитором).

Интегрированные данные анализа оценки удовлетворенности потребителей готовятся службой качества на основе данных, предоставляемых ответственными лицами за коммуникации с потребителями и сбор данных о качестве продукции (услуг).

Результаты анализа подготовленных входных данных следует оформить в виде отчета «Анализ со стороны руководства» и рассмотреть на совещании КС по качеству. Результаты рассмотрения и утверждения должны быть документированы (оформлены Протоколом совещания по утверждению отчета).

Примечание: Прямого требования о том, что процедура анализа со стороны руководства должна быть документирована, в стандарте ISO 9001- нет, однако, для обеспечения результативности СМК организации по отношению к требованиям ISO 9001 данную деятельность все же следует официально формализовать.

Комментарии

Анализ данных в образовательном учреждении

Образовательное учреждение должно проводить сбор данных для анализа своей работы на соответствие требованиям системы менеджмента качества и образовательных процессов. Для анализа используются следующие данные:

- результаты анализа со стороны руководства;

- данные о профессорско-преподавательском и административном штате, а также обучающихся (например, о компетентности);

- требования к образовательным услугам;

- данные проектирования и разработки образовательной программы и учебного плана;

- данные о предоставлении образовательных услуг;

- результаты оценки поставщиков;

- результаты анализа удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;

- отчеты аудитов;

- данные мониторинга и измерений в начале, во время и в конце процессов;

- данные идентификации образовательных услуг;

- данные о собственности потребителей;

- результаты верификации и валидации методов, используемых для мониторинга и измерений;

- данные по несоответствующим образовательным услугам.

Образовательное учреждение должно анализировать собранные данные и информацию, в том числе данные внутренних аудитов. При этом могут быть использованы следующие принятые методы анализа и решения проблем:

- концептуальные диаграммы процесса;

- диаграммы процесса;

- графическое представление процесса;

- статистические контрольные карты;

- диаграммы Парето;

- причинно-следственные диаграммы;

- метод анализа видов и последствий потенциальных отказов (FMEA) и др.

Результаты выполненного анализа должны использоваться для постоянного улучшения деятельности путем применения корректирующих и предупреждающих действий.

Статистические методы могут быть применены в любой части системы менеджмента качества. Результаты статистического анализа вариабельности измерений таких показателей, как показатели предоставления услуг, интенсивность отчисления обучающихся, отчеты о достижениях, удовлетворенность обучающихся и анализ тенденций, способствуют достижению эффективного управления процессами в системе менеджмента качества.

Учебные процессы имеют количественные и качественные характеристики. На результативность обучения также влияют количественные характеристики вне "классной комнаты". Данные некоторых из этих характеристик, например степень взаимодействия родителей или предпринимателей с образовательным учреждением, частота и серьезность инцидентов и несчастных случаев, должны быть частью процесса постоянного улучшения.

Примеры количественных характеристик обучения: время обучения, время простоя и работы обучающихся, интенсивность отчислений и увольнений, затраты, надежность и валидация экзаменационных оценок, число доступных мест для обучающихся (например, число бюджетных мест), интенсивность курсов по обмену обучающимися, время стажировок (переквалификации) на предприятиях, число учебников, вспомогательные ресурсы для обучения, присваиваемые ученые звания и научные степени.

Примеры качественных характеристик работы: вероятность появления, достижимость, безопасность, уважительность, быстрота реагирования, вежливость, комфорт, компетентность, надежность, репутация, полноценность, эстетика окружающей среды и гигиена.

Измерение и оценка во время обучения должны быть непрерывными и прямыми. Результативность не всегда известна, пока полученные знания и навыки не применены, но обучающийся должен быть уверен, что прогнозы успешного их применения выполнены с соответствующей статистической точностью.

Образовательные учреждения должны анализировать данные, полученные из различных источников, для оценки выполнения планов и целей обучения и идентифицировать области для улучшения. Они должны предусмотреть применение статистических методов для анализа данных, которые можно использовать при оценке и улучшении работы процессов и управлении ими.

 Если вас заинтересовала информация и вы хотите продвинуть свою образовательную организацию, обратите внимание на предложение в этой  ссылке:   https://q-manager.kz/.

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)