Казахстану нужен мировой опыт в области управления качеством
- 11 февраля 2022
- 819
- 0
Профессор Азат Абдрахманов, главный редактор портала «Сапалы Қазақстан/Качественный Казахстан», академик Международной академии качества (IAQ, USA), международный аудитор по системам менеджмента (AFNOR, France), асессор Европейского Фонда менеджмента качества (EFQM), член экспертной группы Премии Президента РК «Алтын сапа», член международного жюри при Правительстве Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), член правления Азиатской сети качества (ANQ)
За годы независимости Республики Казахстан мы каждый день слышали слово «качество» применительно к товарам и/или услугам. Уверен, что о значимости обеспечения качества для производства продукции или оказания услуг объяснять никому не нужно. Тогда можно ли считать, что в Казахстане каждый производитель или поставщик услуг строго следует принятым им программам качества на основе изучения известного международного опыта? Вряд ли, потому что для этого существует множество причин.
Историческое наследие. В частности, одной из причин непонимания роли качества в промышленном производстве является историческое наследие советского периода, когда в любой сфере экономики существовал злополучный дефицит товаров. На фоне указанного дефицита производители особенно не беспокоились о качестве продукции, потому что потребитель не был привередлив и любой товар мог быть быстро реализован. Если вдруг обнаруживался заводской брак, то товар мог быть заменен или отремонтирован согласно гарантийному талону. Таким образом, в тот период заявления о качестве продукции и/или услуги зачастую расходились с реальностью. В период независимости Казахстана эта традиция сохранялась очень долго в связи с тем, что объемы отечественного производства значительно упали и тот самый злополучный дефицит так и сохранялся в течение длительного времени, в некоторых отраслях индустрии эта ситуация наблюдается и в настоящее время. Следовательно, качество не нашло своего достойного места в сфере управления предприятиями в тот период и в последующем.
Отсутствие реального рынка. С приобретением независимости нашей страной начался новый виток в ее экономическом развитии. Массовая приватизация бывших государственных предприятий привела к появлению собственника, что кардинально изменило положение дел в промышленности и сфере услуг. Однако ситуация оказалась не простой, потому что старые промышленные предприятия нуждались в основательной модернизации, а для этого требовались значительные инвестиции. Новые собственники не торопились с реконструкцией доставшихся им предприятий, а пошли по более легкому пути - покупать товары, необходимые для экономики страны, за рубежом для выгодной реализации. При этом опять сработал старый менталитет: финансовые ресурсы (кредиты), выделяемые казахстанскими банками, оказались доступны не каждому предпринимателю, а избранным компаниям. Вследствие этого появились новоиспеченные миллионеры, которые в больших объемах завозили нужную продукцию в страну и быстро с добавленной стоимостью реализовали эти товары, получая большие прибыли. В такой ситуации качество не играло решающей роли для импортеров - предприятия и индивидуальные предприниматели быстро разбирали нужное им сырье или комплектующие. Эта практика имеет место и в настоящее время.
Непрозрачные государственные закупки. Учитывая мировой опыт, правительство Казахстана с первых лет независимости инициировало принятие законов о государственных закупках. Основная цель государственных закупок - осуществление поставок необходимых для страны товаров и услуг за счет бюджетных средств на самых оптимальных условиях. К сожалению, и в этой сфере практика пошла не совсем правильно - зачастую вместо выбора лучшего поставщика с лучшими условиями поставки товаров и услуг победителями конкурсов становились избранные привилегированные компании, которые смогли наладить какие-то отношения с организаторами конкурсов. Конечно, при этом имели место и коррупционные составляющие. Следовательно, на первое место при поиске путей доступа к государственным закупкам выходило желание создать доверительные отношения с организатором государственных закупок, то есть угодить тому, кто принимает решение при выборе победителя конкурса, а не стремление поставить качественную продукцию. Если такой подход удавался, то все конкурсные требования «подгонялись» под удобного поставщика, которому создавались условия для выигрыша.
Непонимание руководителями организаций концепции качества. К вышеуказанным факторам добавляется элементарное непонимание руководителями предприятий и организаций современных концепций менеджмента качества. Многие из них уделяют внимание строительству современных производственных зданий, приобретению импортного оборудования, внедрению новых технологий, а также автоматизации производства. Вместе с тем вопросы повышения квалификации и профессиональных компетенций персонала в области менеджмента качества отходят на второй план. Руководители этих организаций занимаются непосредственно производственными вопросами, тогда как проблемы создания современных интегрированных систем менеджмента остаются за пределами их внимания. Исходя из международного опыта, среди всех систем управления менеджмент качества (далее - СМК) является центральным звеном, потому что он предполагает принципиально новые подходы к управлению организацией, нацеленные на постоянное улучшение. Вместо традиционных функциональных вертикалей управления приходит процессный подход, когда на замену директивным методам выстраивается система управления на основе применения взаимосвязанных бизнес-процессов.
Заключение
Конечно, можно было бы перечислить и другие факторы, мешающие качественному развитию экономики Республики Казахстан, однако наша задача состоит не в этом - нам нужно извлечь уроки из прошлого опыта, понять текущую ситуацию и наметить шаги для прогресса в ближайшем будущем.
Последние события, происшедшие в нашей стране, свидетельствуют о том, что неправильные традиции в сфере управления страной, отраслями производства, сложившиеся за 30 лет независимости, не могут далее продолжаться. В Казахстане назрели реальные предпосылки для политических и экономических реформ. Уродливые формы управления экономикой должны остаться в прошлом, необходимо кардинально менять отношение правительства, органов государственного управления к развитию национальной экономики, инвестиционной политики, изменению инфраструктуры отечественной промышленности и сферы услуг. С этой целью государственным организациям и частному бизнесу необходимо повернуться лицом к лучшему мировому опыту, который игнорировался на протяжении всех этих лет.
Для внедрения лучшей мировой практики у Казахстанской организации качества и инновационного менеджмента (далее - ОО "КОКИМ") имеется 20-летний опыт международного сотрудничества. За прошедший период наша ассоциация организовала для более 500 руководителей высшего звена казахстанских предприятий нефтегазовой, металлургической, машиностроительной, телекоммуникационной, строительной отраслей, а также финансовой и банковской сфер, образовательных и медицинских организаций визиты в Японию, Китай, Сингапур, Гонконг, Италию и Францию с целью ознакомления с лучшим опытом управления качеством. В нашем штате успешно работают консультанты, бизнес-тренеры и аудиторы международного уровня. Наши эксперты по приглашению правительственных и экспертных организаций других государств участвуют в работе международных экспертных групп для оценки достижений государственных организаций и бизнес-структур.
Я приглашаю к сотрудничеству всех руководителей, кто поддерживает наши предложения о принятии Национальной идеи качества, поднятия престижа и конкурентоспособности отечественной продукции, кто желает внести достойный вклад в развитие экономики, науки, образования, здравоохранения, культуры и общественно-политической жизни нашего государства.
Интернет-портал «Сапалы Қазақстан/Качественный Казахстан» (http://www.standard.kz ) открыт для сотрудничества со всеми организациями, специалистами и представителями общественных организаций, а также СМИ.
Миссия портала: нести знания о качестве как всеобъемлющей категории, ведущей к прогрессу всего государства и общества.
Стратегия портала: содействие повышению качества жизни казахстанцев.
Цели портала:
- изучение лучшего международного опыта в разных сферах человеческой деятельности;
- содействие применению в РК лучших мировых практик в разных сферах экономики и социуме.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через