Мораль, Качество, Личность или моральные качества личности

Мораль, Качество, Личность или моральные качества личности

В современных условиях привычно относить понятие «качество» только к производственной деятельности человека, имея в виду качество товара, который мы покупаем в торговой сети, или качество услуги, которую нам оказывают. Однако это ошибочное мнение, поскольку понятие «качество» является всеобъемлющим, напрямую относится к любым сферам нашей жизни, включая область морали и нравственности.

Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores «общепринятые традиции») — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений (Википедия).  

Совместимы ли понятия «мораль», «качество» и «личность»? Давайте рассмотрим некоторые примеры из нашей повседневной жизни. Могу смело утверждать, что понятие «мораль» тесно связано с понятием «качество», а последнее - с пониманием термина «личность». Эти определения можно рассматривать по отдельности или вместе, например, часто применяемые «моральные качества личности»: порядочность и подлость, скромность и алчность, великодушие и жестокость, мужество и трусость, трудолюбие и лень, и т. д. Далее мы можем задаться вопросом: «Можно ли ожидать от человека стремления к качеству своего труда или доброго и заботливого отношения к окружающим его людям в случае отсутствия у него положительных моральных качеств, т. е. при аморальном облике человека»?

Моральные качества личности и профессиональная этика. Далеко за примерами нам не придется идти. Постараемся проследить, насколько нормы морали совместимы с понятием «качество» в различных профессиональных сферах.

Доктор и пациент. Общепринято представлять себе облик врача или любого медицинского работника, который руководствуется в своей личной жизни и трудовой деятельности высокими моральными нормами. Можно без промедления предположить, что на этого доктора или представителя медицины можно положиться: он  максимально заботливо отнесется к пациенту, который придет к нему на прием, постарается предпринять самые активные действия, чтобы поставить правильный диагноз и добросовестно провести курс лечения. В итоге это поведение врача можно охарактеризовать как стремление к высокому качеству медицинской услуги, оказанной больному человеку, в результате которой жизнь пациента будет спасена или окажется вне опасности. Даже если спасти жизнь пациента не удастся, мы можем быть уверены, что врач в данной конкретной ситуации сделал все от него зависящее.  Другой пример относится к недобросовестному доктору, который обладает слабыми профессиональными знаниями, проявляет халатность при приеме пациента, ставит неправильный диагноз, не обращается за помощью к коллегам, и в результате такого отношения к своему профессиональному долгу пациент умирает или болезнь усугубляется. Могу привести пример «нечистоплотного» в моральном отношении доктора, который ждет от родственников больного дачи взятки или напрямую вымогает у них вознаграждение, прежде чем начать обследование несчастного человека, потерявшего здоровье. В этом случае врач является настоящим преступником. Также можно рассмотреть пример руководителя медицинской организации, который занял эту должность благодаря своим связям с высокопоставленными лицами. Можем ли мы говорить о качестве медицинских услуг в указанных выше случаях? Вряд ли, поскольку доктор с низкими моральными нормами поведения не может оказывать качественную медицинскую помощь.

Правоохранительная система и гражданские свободы. Старшее поколение казахстанцев помнит выражение: «Моя милиция меня бережет». Можем ли мы сейчас безоговорочно утверждать подобное по отношению к представителям казахстанской правоохранительной системы? Мы все с детства знакомы с понятием «презумпция невиновности». В течение своей взрослой жизни мы часто слышим о «правовой защищенности», «правовом государстве», «гражданских правах и свободах» и др. Мы также хорошо понимаем, что главная цель правоохранительной системы государства - это защита своих граждан от посягательства на их свободу и достоинство. Прокуратура, полиция и суды должны обеспечивать соблюдение законодательства по отношению к личности, его правам и имуществу. Профилактика правонарушений и правовое воспитание членов общества являются прямыми обязанностями представителей правоохранительных органов. Что же мы наблюдаем в нашей повседневной жизни?

К сожалению, в реальной жизни мы часто слышим о примерах незаконного задержания людей представителями полиции, грубого обращения с задержанными, а порой о незаконном применении силы не только к обвиняемым, но и подозреваемым в правонарушении. Известны случаи вымогательства представителями полиции взятки от лиц, задержанных при различных инцидентах. Январские события, происшедшие в Казахстане, позволили выявить массу противоправных действий полицейских в стенах следственных изоляторов. Прокуратура была вынуждена возбудить около 200 уголовных дел по отношению к работникам полиции, допустивших применение недозволенных методов ведения следствия.

Если говорить о представителях Дорожной полиции, то ходят «легенды» об их коррумпированности. В таких условиях можно ли ожидать, что недобросовестные работники правоохранительных органов будут стремиться к искоренению преступности, к профилактике правонарушений и защите законных конституционных прав и свобод граждан?  А как относиться к представителям правоохранительных органов, которые напрямую связаны с организованными преступными группами? Можем ли мы утверждать о чистоте помыслов таких полицейских и чувствовать себя в безопасности в любом регионе Казахстана в любое время суток?

Учитель и система образования. Во все времена личность учителя, педагога и наставника ассоциировалась с понятиями чести, мудрости и чистоты помыслов. Учитель своим личным примером должен демонстрировать своим ученикам высокие нравственные нормы поведения: стремление к знаниям, воспитание чувства благородства, честности, понимание глубинных корней народной мудрости, общественной морали и др. Педагог призван прививать молодому поколению понимание таких понятий, как чувство собственного достоинства, гордость, свобода выбора, открытость к мнению других людей. К сожалению, в жизни мы наблюдаем некомпетентных педагогов, нравственно бедных, которые не гнушаются собирать подачки от своих учащихся и студентов в обмен на фиктивные оценки их знаний.  Может ли такой педагог дать хорошие знания своим ученикам? О каком качестве образовательных услуг можно говорить в этих условиях? Можно ли ожидать возможность подготовки высококвалифицированных специалистов при наличии подобных педагогов?

Заключение

В этом материале я постарался раскрыть очень щепетильную тему, относящуюся к морали и нравственности, которые не могут быть абстрактными. Наличие положительных моральных качеств у каждого человека напрямую влияет на качество его профессиональной деятельности. Следовательно, невозможно добиться качественного труда, конечной целью которого должна быть реализация Национальной идеи качества, без воспитания гражданской позиции каждой личности, высоких моральных качеств членов общества. Только «личности» в положительном смысле этого понятия способны творчески относиться к своей личной жизни и трудовой деятельности, к своему гражданскому долгу перед своим народом и своей страной.

А что вы, посетители портала «Качественный Казахстан», думаете об этой проблеме?

Профессор Азат Абдрахманов, главный редактор портала «Сапалы Қазақстан/Качественный Казахстан», академик Международной академии качества (IAQ, USA), международный аудитор по системам менеджмента (AFNOR, France), асессор Европейского фонда менеджмента качества (EFQM), член экспертной группы Премии Президента РК «Алтын сапа», член международного жюри при Правительстве Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), член правления Азиатской сети качества (ANQ)