Управление в случае неадекватности средств управления в области борьбы со взяточничеством. Требования международного стандарта ИСО 37001:2016 «Противодействие коррупции», п. 8.7

Управление в случае неадекватности средств управления в области борьбы со взяточничеством. Требования международного стандарта ИСО 37001:2016 «Противодействие коррупции», п. 8.7
фото: Pixabay

 Управление в случае неадекватности средств управления в области борьбы со взяточничеством. Требования международного стандарта ИСО 37001:2016 «Противодействие коррупции», п. 8.7

 Управление в случае неадекватности средств управления в области борьбы со взяточничеством:

1. Организация должна внедрить процедуру управления в случае неадекватности средств управления в области борьбы со взяточничеством.

2. Такие случаи должны анализироваться организацией.

 Неадекватности средств управления в области борьбы со взяточничеством

Там, где предварительная проверка (см. выше «Предварительная проверка), проведенная в отношении конкретной сделки, проекта, деятельности или взаимоотношений с деловым партнером, устанавливает, что риски взяточничества не могут управляться существующими средствами управления в области борьбы со взяточничеством и организация не может или не желает внедрять дополнительные или усиленные средства управления в области борьбы со взяточничеством или предпринимать другие шаги (такие как изменение характера сделки, проекта, деятельности или взаимоотношений), чтобы управлять соответствующими рисками взяточничества, организация должна:

- в случае текущей сделки, проекта, деятельности или взаимоотношений принять меры, соответствующие рискам взяточничества и характеру сделки, проекта, деятельности или взаимоотношений, чтобы немедленно завершить, прервать, отложить их или устраниться от участия в них;

- в случае предложенной новой сделки, проекта, деятельности или взаимоотношений отложить или отклонить эти предложения.

Процедура информирования о подозрениях

Организации следует предоставлять единые централизованные каналы (горячая линия), по которым любой работник, контрагент, клиент или иное заинтересованное лицо (заявитель) могут анонимно либо конфиденциально сообщить о наличии обоснованных подозрений и известных им фактах нарушений компанией и ее работниками применимых требований законодательства или внутренних документов, коррупционных преступлениях, совершения противоправных действий и иных нарушений.

Действенным способом обеспечения анонимности или конфиденциальности заявителя является привлечение внешнего оператора горячей линии, не связанного с компанией.

Организации необходимо разработать внутренний документ, определяющий порядок функционирования горячей линии. Внутренние документы компании должны содержать порядок рассмотрения обращений, принятия мер реагирования на нарушения и системных мер, направленных на устранение возможностей для совершения нарушения (в рамках управления комплаенс-рисками).

Каждое обращение должно быть объективно рассмотрено, и при наличии фактов, указывающих на нарушения, проверено в соответствии с процедурами компании, определяющими порядок проведения проверок и расследований, лицами, не вовлеченными в расследуемую ситуацию, у которых отсутствует какой-либо конфликт интересов и имеются необходимые компетенции. Важным является доверие со стороны заявителя к результатам рассмотрения обращения, для чего компанией должны быть приняты соответствующие меры.

С целью обеспечения объективности рассмотрения обращений, а также конфиденциальности сведений о заявителе, владельцем процесса горячей линии и первичным получателем информации об обращении является антикоррупционная комплаенс-служба компании. При этом по решению руководителя комплаенс-службы обращения могут быть переданы на рассмотрение структурным подразделениям компании, обладающим необходимыми компетенциями. Порядок взаимодействия структурных подразделений компании в рамках проверки обращений, поступающих на горячую линию, устанавливается внутренним документом компании.

Базовыми принципами, которые компании должны соблюдать для повышения доверия к инициативному информированию, являются обеспечение защиты заявителя от притеснений и любого рода негативного обращения, а также конфиденциальность сведений о заявителе и информации, полученной при проведении проверки.

Давление и притеснения работника или контрагента, сообщившего о нарушении, не допускается и должно рассматриваться в качестве серьезного дисциплинарного проступка, даже если факты, изложенные в сообщении, не подтвердились. Следует учитывать мотивы обращения, то есть действовал ли работник исходя из лучших побуждений или сообщил заведомо неверную информацию  с определенной целью.

  

    Если вас заинтересовала данная информация - приглашаем на тренинг  «Противодействие коррупции»!

Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты - руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.

Подробнее по ссылке: https://q-manager.kz

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015,     ISO 14001:2015, ISO 45001:2018 Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)