Действия в отношении рисков и возможностей ISO 9001 (п. 6.1). Тренинг для студентов и учащихся «Ассистент менеджера СМК (junior)»

Действия в отношении рисков и возможностей ISO 9001 (п. 6.1). Тренинг для студентов и учащихся «Ассистент менеджера СМК (junior)»
фото: Pixabay

Действия в отношении рисков и возможностей ISO 9001 (п. 6.1). Тренинг для студентов и учащихся «Ассистент менеджера СМК.. (junior)»

 При планировании в системе менеджмента качества организация должна учесть факторы

по разработке, внедрению, поддержанию и постоянному улучшению системы менеджмента качества, и определить риски и возможности, подлежащие рассмотрению для:

a) обеспечения уверенности в том, что система менеджмента качества может достичь своих намеченных результатов;

b) увеличения их желаемого влияния;

c) предотвращения или уменьшения их нежелательного влияния;

d) достижения улучшения.

6.1.2 Организация должна планировать:

a) действия по рассмотрению этих рисков и возможностей;

b) то, каким образом:

  • интегрировать и внедрить эти действия в процессы системы менеджмента качества;
  • оценивать результативность этих действий.

Меры, принимаемые в отношении рисков и возможностей, должны быть пропорциональны их возможному влиянию на соответствие продукции и услуг.

Примечания

1 Варианты реагирования на риски могут включать избежание риска, допущение риска с тем, чтобы отследить возможности, устранение источника риска, изменение вероятности или последствий, разделение риска или сдерживание риска путем принятия решения, основанного на информации.

2 Возможности могут привести к принятию новых практик, запуску новой продукции, открытию новых рынков, появлению новых потребителей, построению партнерских отношений, использованию новых технологий и других желаемых и реальных возможностей, чтобы учесть потребности организации или ее потребителей.

 Что необходимо для реализации требования п.6.1

 Комментарии:

Процесс управления рисками должен осуществляться на всех уровнях управления компанией, начинаться при разработке стратегии и включаться во все виды ее деятельности.

Управление рисками направляется на определение событий, которые могут влиять на компанию и управление связанными с этими событиями рисками.

 В рамках управления рисками осуществляется контроль за тем, чтобы не был превышен риск-аппетит компании и предоставлялась разумная гарантия достижения ее целей.

 Схема процесса риск менеджмента  включает следующие шаги:

  • Установление внешнего и внутреннего контекста.
  • Идентификация риска.
  • Анализ риска.
  • Определение степени риска.
  • Обработка риска.
  • Коммуникации и консультации на протяжении шагов 1), 2), 3), 4), 5).
  • Мониторинг, анализ и контроль риска.

 Коммуникации и консультации с внешними и внутренними заинтересованными сторонами должны происходить на всех стадиях процесса управления рисками. Поэтому планы относительно коммуникации и консультации должны быть разработаны еще в начальной стадии. Они должны обращаться к вопросам, касающимся рисков непосредственно, его причин, и его последствий (если таковые известны), и мерам, которые были приняты с целью обработки такого риска. Эффективные внешние и внутренние коммуникации и консультации должны давать гарантию, что те, кто несут ответственность за процесс управления риском и заинтересованные стороны, осознают основания для принятия решений, и причины того, почему требуются определенные действия.

Значимыми для успеха компании сферами практической деятельности, в которые интегрируется процедура управления рисками, являются:

  • Стратегическое планирование, бизнес-планирование, операционное и бюджетное планирование.
  • Управление активами и планирование распределения ресурсов.
  • Изменения в предпринимательской деятельности (стратегические, технологические и организационные).
  • Проектирование и разработка новых видов продукции/услуг.
  • Менеджмент качества.
  • Управление профессиональной безопасностью и охраной труда.
  • Экология и охрана окружающей среды.
  • Кодекс деловой и профессиональной этики.
  • Информационная безопасность.
  • Социальные аспекты взаимодействия с общественностью.
  • Вопросы гражданской ответственности.
  • Анализ требований потребителя для оценки возможности их выполнения.
  • Оценка соответствия бизнес-процессов предъявляемым к ним требованиям.
  • Управление проектами.
  • Управление контрактами, поставщиками и закупками.
  • Управление субподрядными организациями.
  • Управление персоналом.
  • Корпоративное управление.

Классификация рисков компании

Предпринимательская деятельность подвержена множеству различных рисков.

Устоявшихся критериев, позволяющих однозначно классифицировать все риски, не существует по причинам различия в специфике деятельности хозяйствующих субъектов, существования различных проявлений и различных источников рисков.

Существует множество подходов к классификации рисков, которые, как правило, определяются целями и задачами классификации.

Наиболее важными элементами, положенными в основу классификации рисков, являются:

  • время возникновения;
  • основные факторы возникновения;
  • природа возникновения;
  • характер учета;
  • длительность во времени;
  • возможность страхования;
  • характер последствий;
  • сфера возникновения;
  • степень допустимости и другие.

Каждая организация должна создать свой классификатор рисков!

 Если вас заинтересовала данная информация - приглашаем на тренинг  для студентов и слушателей «Ассистент специалиста СМК»!

Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты - руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.

Подробнее по ссылке: https://q-manager.kz

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015,     ISO 14001:2015, ISO 45001:2018 Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)