фото: в свободном доступе
Практика применения Шести сигм
История создания Шести сигм
«Шесть сигм» (Six Sigma) – известная технология, основанная на статистическом контроле.
Методология «Шесть сигм» была разработана в 1980-х годах компанией Motorola с целью достижения наивысшей точки качества выпускаемой продукции путем снижения отклонений в процессах производства электронных компонентов.
В результате Motorola в 1988 году стала первым лауреатом премии США за качество продукции Malcolm Baldrige National Quality Award.
Motorola за четыре года добилась экономии в два миллиарда долларов.
В современном понимании Шесть сигм рассматривается как философия, как методология и как набор инструментов совершенствования работы. Она применяется в организациях различных сфер деятельности – промышленных предприятиях, медицинских учреждениях, банках, транснациональных корпорациях и пр.
В чем заключается сущность Шести сигм
«Шесть сигм» - статистическое понятие - стандартное отклонение случайной величины от среднего значения.
Среднеквадратическое отклонение (синоним – стандартное отклонение) - показатель рассеивания значений случайной величины относительно её математического ожидания (среднего значения).
Пускай вас не пугает и не смущает эта формула, я вам не буду предлагать производить расчеты величины сигмы по этой формуле. Скажу просто, что физический смысл таков: Сигма – это греческая буква, обозначающая в статистике среднеквадратическое отклонение. Цифры от 1 до 6 – это показатель безошибочности производственного процесса, соответствующей процессу, в котором может присутствовать не более 3,4 ошибки на миллион возможностей ее совершения.
Именно шестой уровень сигмы такая известная всем компания Motorola определила в качестве конечной цели, и это дало название всей методологии.
Общий смысл методологии 6 σ
6 σ – это методология решения проблемы. Среди всех методологиях подобного рода эта методология самая эффективная.
Шесть сигм является процессно-ориентированной методологией, направленной на улучшение работы. Она позволяет совершенствовать все области деятельности.
Улучшение 6 σ имеет место, когда ключевые процессы бизнес-процесса улучшаются радикально, на 70% и больше.
В основе методологии Шести сигм находятся три взаимосвязанных элемента:
- улучшение существующих процессов;
- проектирование новых процессов;
- управление процессами.
Для более подробного рассмотрения методологии 6 σ, обратимся к таблице 1, в которой показаны уровни 6 σ.
В этой таблице показаны характеристики сигм. Каждой сигме соответствует определенное количество ошибок из миллиона возможностей, процент бездефектного выхода и очень важный коэффициент воспроизводимости точности процессов, который называется Сp (последний столбец), и который показывает точность работы ваших процессов.
Таблица 1
Число сигм (стандартных отклонений случайной величины Zv a lu e) |
Расчетное число дефектов на миллион единиц продукции (DPMO) (Ydpmo) |
Кол-во дефектов на тысячу |
% бездефектного выхода |
% дефектов от общего кол-ва |
Показатель воспроизводимости (Cpk) |
Конкурентоспособность |
6 σ |
3,4 |
0,0034 |
99,99966 % |
0,00034 % |
2 (Япония) |
Мировой уровень! |
5 σ |
233 |
0,233 |
99,977 % |
0,0233 % |
1,67 (Германия) |
|
4 σ |
6210 |
6,210 |
99,38 % |
0,6210 % |
1,33 |
Средняя по отрасли. |
3 σ |
66807 |
66,807 |
93,3 % |
6,6807 % |
1 |
|
2 σ |
308538 |
308,537 |
69% |
30,8537 % |
0,67% |
Не конкурентоспособна. |
1 σ |
691462 |
691,462 |
31% |
69% |
0,33% |
Из таблицы мы видим, что тем выше сигма, тем ближе характеристики к оптимальному значению. Например, если ваши процессы работают на уровне 6 σ, то ошибок на миллион возможностей всего 3,4. Если ваши процессы работают на уровне 2 σ, то количество ошибок (дефектов) – 308538 единиц из миллиона возможностей. Давайте рассмотрим примеры.
Как по вашему мнению, 4 или 3 σ – это хорошо?
Вас затруднит ответ на этот вопрос, но давайте обратимся к практическим примерам.
При уровне 4 σ - 99,38 % (процент бездефектного выхода) означает, что это 6,21 ошибки из миллиона возможностей.
На практике это значит, что из миллиона любителей пиццы 1863 человека получат пиццу с «дефектом (не свежую, не вкусную, не с той начинкой, с которой заказывали ), в течении 9 минут.
В фармацевтике – ежегодно делается 4000 неправильных предписаний рецептов лекарственных препаратов.
Более 3000 новорожденных в год падают из рук медсестер и врачей.
В хирургии – еженедельно проводятся 5000 неправильных операций.
В почтовой службе – каждый час теряется 400 посылок.
В телефонной сети – еженедельно отсутствует обслуживание клиентов в течении 9 минут.
При уровне 3 σ - 93,3% (процент бездефектного выхода), что составляет 66,807 ошибки из миллиона возможностей.
На практике это значит, что 93,3 % из тысячу новорожденных, или 66 детей, получили дефекты при рождении (уронили на пол, неправильно обработана пуповина, деформация черепа и т.д.).
В целом потенциал работы аэропортов работает на уровне 3 σ - это означает, что на миллион багажа приходится 66807 дефектов (порча, утеря багажа и т.д.).
К тому же работа процессов при уровне 3 σ стоит дополнительных затрат (переделка продукции, поиск багажа и т.д.).
Кто же применяет методологию 6 σ?
В основном все компании, которые являются мировыми брендами и имеют мировой уровень конкурентоспособности.
А как же узнать уровень сигм, на котором работают ваши процессы?
Существуют много способов. Я вам расскажу наиболее простой способ, он очень легок в расчетах и подходит для работы процессов промышленных предприятий. В электронной, машиностроительной отраслях, подсчет сигм гораздо сложнее и точнее.
Рассчитав коэффициент воспроизводимости работы процессов (Ср), можно определить, на скольких сигмах работают ваши процессы.
Таблица 2. - Пример расчета воспроизводимости (Ср) и определения уровня сигмы процесса «Транспортировка газа»
Наименование показателей |
Формула |
Расчет |
Среднесуточная поставка газа |
Хср |
Хср =1000 000 куб. м |
Максимальная поставка газа |
N макс |
N макс=10 000 000 куб. м |
Минимальное поставка газа |
N мин |
N мин=100 000 куб. м |
Размах |
R=(N макс-N мин) |
R= 9900000 куб. м |
Квадратическое отклонение |
S=R/d2, где d2 поправочный коэфф., берется из таблицы стандартных данных. В данном случае d2=3 |
S= 3300300 куб. м |
Показатель воспроизводимости процесса |
Ср=R/6S |
Ср=0,5 |
Диапазон возможной поставки газа |
Хср+6 S ÷ Хср-6 S |
Верхнее значение диапазона измерений=10900000 куб. м Если показатели вышли из этого интервала, то или большая утечка, или кто-то врезался, или кто-то взял газа больше чем положено.
|
Ср -1,33 - мировой уровень!!! Рекомендовано, чтобы Ср был более 1,33!!! |
Расчеты очень простые. Давайте рассмотрим математические вычисления на примере работы процесса транспортировки газа. В таблице 2 вы найдете несложные формулы определения показателей процесса. Вычислив их, получаем значение показателя воспроизводимости процесса, Ср = 0,5, что соответствует значению 1 или 2 σ. Затем определяем диапазон измерений. В данном случае нас интересует верхний предел измерений процесса транспортировки газа. У нас он получился 10900000 куб. м газа. Если показатели процесса вышли из этого интервала, то это значит, что есть большая утечка газа, либо авария на линии, или кто-то врезался в газопровод, возможно хищение газа, или кто-то взял газа больше чем положено.
Мы видим, что методология 6 σ показывает не только воспроизводимость процессов, но также является механизмом его управления.
Показатель Ср -1,33 - мировой уровень!!! Рекомендовано, чтобы Ср был более 1,33!!!
Если вас заинтересовала данная информация, предлагаем вам сотрудничество.
Предложение!!!
Вы можете пройти обучение дистанционно, в режиме on-line.
Дистанционная форма обучения – возможность получить профессиональные знания и квалификацию, не покидая родного дома. Обучение доступно всем желающим с высшим или средним профессиональным образованием и будет проходить с применением самых современных коммуникационных технологий и с привязкой деятельности вашей компании.
Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты-руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.
Предложения вы найдете, пройдя по ссылке: https://standard.kz/ru/projects/seminary-i-treningi.
Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, асессор Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через