Куда обращаться работнику при нарушении его прав и как правильно подать жалобу в госорганы

Куда обращаться работнику при нарушении его прав и как правильно подать жалобу в госорганы
фото: © Pixabay / Bartek Zakrzewski / РИА Новости

Как профессионально пожаловаться в госорганы, куда обращаться работнику, если нарушены его права, а также о том, какие вопросы поможет решить сервис eOtinish, рассказали подробно аналитики Telegram-канала «the HODL», передает портал Качественный Казахстан.     

Авторы поста отмечают, что по данным Бюро нацстатистики, численность сотрудников, вынужденных работать во вредных и других неблагоприятных условиях труда, в 2023 году составила сразу 24,2% от общего числа работников обследованных предприятий. То есть каждый четвертый работник.

«Ежегодное обследование проходили предприятия АПК, промышленности, строительства, транспорта и складирования, сферы HoReCa, информации и связи, профессиональной, научной и технической деятельности, здравоохранения и социального обслуживания. На этих предприятиях в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, работало 410,3 тыс. человек (в 2022 году — 386,3 тыс. человек). И это только выявленные случаи», – отметили аналитики.  

Далее они рассказали, куда следует обращаться, если работодатель нарушает ваши права.

Контакты Минтруда и соцзащиты:

Есть и региональные органы инспекции труда. Например:

Если вы подаете жалобу онлайн, помните:

Надо указать ФИО, должность работника, полное наименование работодателя, его местонахождение, суть нарушения условий трудового договора или несоответствия условий труда нормам, и просьбу лица, подающего жалобу. 

К жалобе следует приложить копии документов и прочих материалов, свидетельствующих о нарушениях со стороны работодателя.

Жалоба обязательно должна быть подписана — анонимные обращения не являются основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

«Если вы подаете жалобу письменно, то ее нужно составить в двух экземплярах. На том экземпляре, который остается у вас, должна быть поставлена отметка о дате получения жалобы государственным органом, в который вы принесли и подали ваше обращение», – рекомендуют специалисты.  

Они также напомнили, что в Казахстане работает сервис для электронных обращений и жалоб в государственные органы — eOtinish.

«Плюс сервиса не только в возможности сделать все дистанционно, без визита в ЦОН или нужное ведомство, хотя это, конечно, удобно. Главное — от вас не смогут отмахнуться, и даже если вы получите вместо нужного ответа отписку, у этого будет четкий цифровой след, а неудовлетворительный ответ вы сможете обжаловать. К тому же оцифрованный процесс от запроса до принятия нужного вам решения будет сложнее забюрократить и заволокитить. И, так или иначе, вам будут обязаны ответить, причем в конкретные сроки», – отметили авторы поста.   

Где подавать обращения и жалобы:

  • на сайте eotinish.kz;
  • через портал eGov;
  • в мобильном приложении eGov mobile.
  • в мобильном приложении Aitu.

На что можно жаловаться и по какому поводу обращаться:

  • некачественные товары или услуги;
  • проблемы благоустройства, ЖКХ и коммунальных благ, связи, инфраструктуры, транспорта;
  • вопросы льгот, пособий;
  • проблемы с заработными платами, пенсионными выплатами, стипендиями;
  • нарушение прав, дискриминация;
  • вопросы предпринимательства, строительства, земельных отношений, налогов бизнеса;
  • многое другое.

«Конечно, ни один сервис — не гарант добросовестности чиновников или профессионализма тех, к кому попадет ваш запрос. Но лучше иметь все под рукой в электронном формате, чем носиться с папкой бумаг по кабинетам, особенно учитывая «удобный» график работы большинства госорганов», – подытожили авторы поста.