Кто такие инфоцыгане и как не попасть на их удочку

Кто такие инфоцыгане и как не попасть на их удочку
фото: Фото из открытых источников

Кто такие инфоцыгане, и как они обманывают доверчивых людей в интернете? Что делать, чтобы не попасться на их удочку и не потерять свои деньги? Об этом журналисту Standard.kz расказала интернет-маркетолог Светлана Коршикова

Инфоцыганство нельзя назвать чем-то новым - по сути это развод на деньги, перекочевавший в интернет. Обычно это выглядит так: профиль в Instagram или Телеграм-канале, где успешный молодой бизнесмен хвастается своими богатствами. Между делом он постоянно напоминает, что заработал все это благодаря удачным инвестициям или уникальной модели вести дела с другими людьми.

Инфоцыгане — особая каста «коучей», которые научат вас всему и сразу. Так прозвали продавцов всевозможных суперкурсов, которые заведомо гарантируют вам оглушительный успех. Это люди, которые продают курсы, тренинги, книги и другие обучающие материалы, не несущие никакой реальной ценности. Сами инфоцыгане могут определять себя как инфобизнесменов, бизнес‑тренеров, коучей, мотиваторов и так далее.

Чтобы привлечь клиентов, инфоцыгане любят рассказывать о собственных успехах и достижениях своих студентов. Фото рядом с дорогими спорткарами и яхтами или хвастовство поездками на роскошные курорты — непременные атрибуты постов таких людей в социальных сетях.

За небольшую (а иногда и большую!) плату инфоцыгане обещают раскрыть тайну шикарной жизни. Правда, обычно выясняется, что не было ни секрета, ни успеха. А единственное, чего подобные «бизнесмены» хотят, — быстрее заработать побольше, пока клиенты не поймут, что их обманывают.

Они действуют, как правило, напористо и агрессивно. Среди методов – таргетированная реклама в соцсетях. Инфоцыгане настойчиво напрашиваются вам в друзья, а затем присылают спам в огромных масштабах с предложениями курсов по быстрому заработку.

Излюбленные темы инфоцыган – личностный рост и обучение способам продаж без вложений.

Инфоцыгане могут действовать не только в интернете, но и проводить разные мероприятия офлайн – различные конференции, тренинги и подобное. Для них это отличный дополнительный доход, поскольку посетителям приходится платить за вход приличные деньги.

Проекты, принадлежащие инфоцыганам, очень схожи по своему принципу. Это паблики, где число подписчиков составляет 500 – 10000 человек. Здесь все выстроено так, чтобы подвести человека к покупке. Это красочный блок с товаром и супервыгодной ценой, блок с восторженными отзывами, куча картинок или роликов с обещаниями скорейшего успеха и самой лучшей жизни, мотивирующие призывы и истории, ссылки на личную страницу и сайт.

Сам же автор всего этого лихо собранного «винегрета» предстает перед аудиторией в солидном костюме, всем своим видом усиленно пытаясь подтвердить свою суперуспешность. Зачастую инфоцыгане учат других тому, что едва умеют сами.

- Светлана, как отличить настоящих экспертов от инфоцыган и не потерять деньги?

- Инфобизнесмен отличается от инфоцыгана прежде всего практическими знаниями и наработанным опытом. Он создавал свой собственный бизнес, проходя через ошибки и находя наиболее результативные подходы.

На это нередко уходят годы, чтобы собрать и отшлифовать информацию, а также проверить, как все работает. Инфобизнесмен дорожит своей репутацией и тщательно прорабатывает курсы, которые предлагает другим людям.

Совсем другая ситуация с инфоцыганами. У них нет ни опыта, ни репутации. Их знания поверхностны, они основаны на обрывках информации, взятых у нескольких инфобизнесменов. Что касается сайтов, графиков и рекламы – все это легко заказать.

Инфоцыгане действуют по схожему шаблону, который уже стал своеобразной «классикой» в их среде.

- Как же распознать инфоцыган?

- Приведу несколько характерных признаков и характеристик. 

Образ автора. Это непременно будет показательно преуспевший бизнесмен среди множества атрибутов богатства. У него шикарные номера в отелях, яхта и вилла на Бали. Но, несмотря на беззаботную жизнь, он поднял не только свой, но и чужой бизнес. Инфоцыгане очень старательно играют эту роль.

Поток обещаний и навязчивая самореклама. Инфоцыгане активно расхваливают себя, но все их достижения никак не подтверждаются делом, что обнаруживается при изучении информации о них. Весь смысл их деятельности – заставить заплатить некоторую сумму за рецепт успешного успеха и супербыстрого результата.

Вычурное богатство и позитивность. Чтобы показать аудитории свою успешность, инфоцыгане разыгрывают перед зрителями настоящий спектакль при соответствующих декорациях. Все, что можно видеть вокруг инфоцыгана, в основном ему не принадлежит – ни дорогие авто и техника, ни брендовая одежда, ни люксовые номера в отелях. А хронический позитив и бодрый настрой – это всего лишь маска, неотделимая от роли успешного человека.

Минимум фактов и доказательств. Хотя инфоцыгане расхваливают свои достижения, но демонстрации фактов и доказательств они избегают. Практически невозможно узнать об их проектах в сети.

Единая схемаИнфоцыгане почти всегда действуют одинаково: после продолжительного самовосхваления начинают продвигать платный курс. Их речи могут иногда содержать умные мысли, которые позаимствованы у кого-то другого, и уже не являются чем-то новым.

Манипулирование аудиторией. Все приемы манипуляции инфоцыгане знают «от» и «до», поскольку это ключ к их прибыли. Они рассыпаются в самых радужных обещаниях и побуждают людей совершать ненужную покупку.

Инфоцыгане активно используют приемы из психологических практик, чтобы незаметно воздействовать на неискушенную аудиторию, сопровождают свою речь определенными жестами, посылая нужные невербальные сигналы.

Все это взято из области нейролингвистического программирования и позволяет расположить к себе людей, а также добиться от них нужных действий.

Друзья и партнеры. Инфоцыгане охотно кооперируются с себе подобными дельцами. Если их продукт по каким-то причинам покупателю не подошел, они с готовностью будут рекомендовать своего коллегу.

Многочисленные лендинги. По каждому поводу инфоцыган старается сделать лендинг, чтобы впаривать людям плоды своих трудов. Так продается у них буквально все, начиная от всевозможных курсов и заканчивая личными коучингами.

Сайты по одному шаблону. Как правило, сайты инфоцыган – это броские одностраничники, сделанные по похожему шаблону. Заманчивые заголовки, обилие щедрых обещаний заработать быстро и просто, практически ничего не делая. К примеру, «Заработай 150000 рублей за три дня без вложений, выделяя на работу один час в день». Обязательный атрибут на таких сайтах, чтобы поторопить клиентов – таймер отсчета времени, пока действует солидная скидка на продукт.

Жадность. Иногда инфоцыгане готовы нанять себе помощника, но от такого предложения лучше держаться подальше. Оплата труда будет копеечной, поскольку такие люди не способны по достоинству оценить труд других. Для них важна только собственная выгода, и при малейших трудностях с бюджетом они всегда найдут причину не заплатить за выполненную работу, либо просто, получив услугу, помашут своему помощнику ручкой.

Чтобы не дать инфоцыганам шанса вами манипулировать, достаточно включить логику.  Не верьте всей информации, которую вам преподносят.

Проверяйте все факты и сведения, поспрашивайте своих знакомых. Следует знать, что отзывам об инфоцыганах и их продуктах доверять не стоит. Как правило, они в достаточном количестве заказываются у копирайтеров. Даже самый жадный инфоцыган не будет на этом особо экономить, поскольку прекрасно знает: первое, что будет искать человек – это отзывы. Чем их больше, тем лучше. Они обеспечат доверие и положительное мнение потенциального покупателя. Так что не спешите отдавать свои деньги, встретив подобные заманчивые и «выгодные» предложения, а будьте реалистами и анализируйте информацию.