Как создавался бренд Sony: история становления и секреты успеха компании

Как создавался бренд Sony: история становления и секреты успеха компании
фото: russiajapansociety.ru

Наверное, каждому казахстанцу известен японский бренд Sony, а многие активно пользуются телевизорами, смартфонами, видеокамерами, игровыми приставками и другой профессиональной и домашней электроникой с этим названием. Кроме того, Sony Corporation — один из крупнейших в мире медийных конгломератов, владеющий звукозаписывающими киностудиями, разработчиком игр и полноценным архивом фильмов MGM (совместно с американской Comcast). Однако немногие знают, что история компании, чья продукция во всем мире завоевала уважение и доверие как любителей, так и профессионалов, началась с крошечного предприятия со стартовым капиталом менее 500 долларов и штатом из 20 сотрудников. Как ее основателям удалось достичь мирового признания, рассказывает портал Качественный Казахстан.  

Первые шаги

Основателями Sony Corporation стали молодой инженер Акио Морита и опытный электронщик Масару Ибука. Несмотря на все сложности, которые переживала Япония после Второй мировой войны, 7 мая 1946 года ими была создана Токийская телекоммуникационно-промышленная компания, или сокращенно TTK. По данным других источников, первоначально компания называлась Tokyo Tsushin Kogyo Kabushiki Kaisha (Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация), акционерное общество (Kabushiki Kaisha) в соответствии с японским законодательством (сокращенно ТТК). Как бы то ни было, уже через несколько лет эту компанию основатели переименуют в Sony. Стартовый капитал составил всего 375 долларов, которые в равных долях внесли оба партнера. 

У старшего на 13 лет Масару Ибука (тогда ему было 38 лет) с 1940 года была собственная компания, занимавшаяся изготовлением электронного оборудования, приборов, в том числе и для военных нужд государства. После окончания Второй мировой войны уволившийся со службы на флоте Масару Ибука хотел развивать свой бизнес дальше. И помог ему в этом двадцатипятилетний Акио Морита. 

План основывался на двух наблюдениях Морита и Ибука. Первое – после войны народ желал восстановления страны и на фоне этого очень хотел получать информацию, особенно от внешних источников. Второе – большая часть японцев имела дома радиоприемники (74%), с помощью которых они получали необходимую информацию. Но все оборудование было довоенным, что ограничивало возможности, а на новое у людей просто не было денег. Исходя из такой простой информации, основатели Sony предложили японцам дешевое решение проблемы — приставку, которая позволяла слушать программы иностранных радиостанций.

Вслед за приставкой были разработана электрическая рисоварка и подушка с подогревом. А в 1950 году они разработали и стали продавать за границу новейший для того времени магнитофон, главной особенностью которого считался разработанный компанией ленточный носитель информации (тогда они все были проволочные). В том же году ТТК была переименована в Sony.

Стоит отметить, что старое название полностью устраивало основателей, но было выяснено, что его плохо запоминают и выговаривают американцы. Потому его быстро сменили на легко произносимое слово — Sony, которое произошло от комбинации лат. sonus («звук») и англ. sunny boys («солнечные ребята». В варианте англ. sonny-boys приобрело в японском значение «малолетние гении»). 

Кроме того, Морита старался найти слово, которого нет ни в одном языке мира. Поскольку в японском языке звуки «сон-ни» напоминают слово, обозначающее неуспешный бизнес (буквально: «потерять деньги»), было решено убрать одну из букв. 

В декабре 1958 года Sony Group Corporation была зарегистрирована на Токийской фондовой бирже (TSE), а в июне 1961 года Sony Group Corporation выпустила американские депозитарные расписки в США. 

В январе 1958 года Tokyo Tsushin Kogyo Kabushiki Kaisha официально изменил свое название на Sony Kabushiki Kaisha (Sony Corporation на английском языке). 

В апреле 2021 года компания изменила свое название в третий раз на Sony Group Kabushiki Kaisha (Sony Group Corporation на английском языке).

Конкуренция как путь к развитию

Несмотря на то что магнитофон компании Sony пользовался немалым спросом, он был большим, тяжелым, некрасивым и дорогим, как и вся аналогичная продукция того времени. Но, в отличие от конкурентов, основатели Sony старались сделать последующую продукцию компании все меньших размеров и с симпатичным дизайном. Для чего на «вооружение» был взят транзистор, позволявший делать электронную технику в разы меньше.

После это в Sony началась эпоха инноваций, они выпустили на рынок первый карманный радиоприемник, первый портативный телевизор и т.д. Это принесло деньги, а мир все больше начал узнавать бренд Sony.  

В 1953 году полностью была сформирована бизнес-философия Sony. Именно тогда основатели поняли, что продукция должна быть не просто инновационной с отличным дизайном, но и надежной.

К 1958 году производитель полностью адаптировался на ключевых рынках (Европе, США) и даже сменил название на Sony Corporation, чтобы соответствовать стандартам этих регионов. 

Менеджмент и маркетинг

Стоит отметить, что основатели компании изначально распределили между собой роли. Блестящий инженер Мисуру Ибука занялся разработками, производством, а талантливый бизнесмен Акита Морита руководил продвижением продуктов ТТК, созданием команды.

Делал он это согласно собственным инновационным методикам. Тогда и появилась философия компании, которая гласила о полном отказе от жестких норм, планов, это, как говорил позже главный идеолог Sony, позволило транснациональному гиганту не стать бюрократической машиной. 

Морита создал внутри организации дружественную к ее любому члену атмосферу, похожую на семейную. Например, до последних дней жизни Морита ежедневно встречался с молодыми инженерами своей компании за обедом, где велись непринужденные беседы о работе, жизни. Компания первой в Японии начала подписывать пожизненные контракты со своими сотрудниками.

Конечно, успех компании определили многие факторы. Но безусловно, ключевыми из них являлись:

  • грамотный менеджмент;
  • скрупулезно продуманная маркетинговая стратегия;
  • искусство управления.

По сути Акио Морита создал абсолютно новую модель управления. Фирма ставила большие цели, и все они были понятны и доступны даже простым рабочим.  Все сотрудники предприятия имели право обдумывать и выносить на рассмотрение свои предложения, которые руководители никогда не оставляли без внимания. Такой подход позволил создать команду единомышленников, стремящихся к единой цели.

На всех их планерках при основателях 85% времени уделялось обсуждению инноваций. Это и привело к тому, что более 30 лет компания считалась одной из самых инновационных. Например, только за 1990 год инженеры Sony внесли более сотни технических новшеств, применяемых впервые в продукции. Таким больше никто не мог похвастаться. 

Также Sony отличалась стратегическим мышлением, это позволяло создавать не только передовую технологичную продукцию, но и целые сегменты рынка и царствовать там. Например, создав телевизор с одной пушкой “Тринитрон”, которая существенно улучшала четкость, компания много лет лидировала в продажах телевизоров. 

При этом Морита при разработке маркетинговой стратегии сосредоточил усилия на продвижении товаров только своей марки. 

Им была сделана ставка на три составляющие:

  • новизну;
  • сравнительно низкую себестоимость;
  • высочайшее качество.

Развитие фирмы сопровождали некоторые управленческие проблемы. Руководством огромной сети филиалов занимался коллектив менеджеров из разных стран. Избежать бюрократии при таком управлении невозможно. Но основатели фирмы устранили проблему, разработав действенные антибюрократические приемы. Сегодня менеджеры всех подразделений компании наделены широкими полномочиями. Они вольны принимать любые решения, однако при условии, что они поспособствуют процветанию фирмы. 

Четыре кита успеха 

Многие мировые эксперты, анализирующие историю становления и успеха Sony Corporation, выделяют четыре основных фактора: 

Скептическое отношение к маркетинговым исследованиям 

Как истинный первопроходец компания практически не проводила опросов по поводу готовности потребителей принять тот или иной продукт. Плейер Walkman вряд ли был изобретен, если бы его выпуск зависел от исследований подобного рода.

Инновация 

Sony продолжает концентрировать свое внимание на развитие инновационных разработок в области коммуникативных информационных технологий и домашних развлечений.

Вера в продукцию 

Когда Walkman стал выпускаться, обычные рабочие Sony разгуливали по Токио с прикрепленными к поясам плеерами. Люди создавали большой шум, напевая свои любимые песни и привлекая тем самым внимание прохожих.

Вера в людей 

Sony - одна из тех компаний, кому важны люди. Компания все время находится в поиске новых способов сделать свою продукцию доступной как в использовании, так и по стоимости.

В заключение стоит отметить, что несмотря на появление новых мировых брендов, Sony Group Corporation по сей день занимает одно из лидирующих мест в мире. На собственных заводах Sony изготавливает до 64 % продукции, притом ½ из этого производится в Японии. У конгломерата имеются личные предприятия в Индиане (США), Пекине, Ханчжоу, Уси (Китай), Пинанге и Банги (Малайзия), а также в Таиланде. За границей компания больше полагается на сторонних подрядчиков: 57 % в КНР, 72 % — в азиатских государствах, при этом в самой Японии 89 % производств — собственные.