Как бизнесу работать в «красной» зоне с помощью Ashyq

Как бизнесу работать в «красной» зоне с помощью Ashyq

С  26 апреля  любой бизнес в Казахстане может подключиться к приложению Ashyq. Это приложение позволяет выявить тех, кто должен соблюдать карантин, но собрался, например, в кафе или фитнес-клуб. Таких граждан в заведение не пускают, и благодаря этому уменьшаются риски заражения для других клиентов и персонала.

Приложение Ashyq интегрировано с базами Минздрава РК и позволяет проверить каждого клиента, сделан ли у него свежий ПЦР-тест и контактировал ли человек с заразившимися коронавирусом. Проверка проходит просто: посетитель (предварительно загрузив приложение на свой смартфон) перед входом сканирует индивидуальный QR-код заведения и предъявляет администратору свой статус – они различаются цветом.

Зеленый (результат ПЦР-теста отрицательный) и синий (не является контактным, не проходил тестирование) статусы позволяют гражданину беспрепятственно пользоваться услугами бизнес-объектов. Желтый (контактный человек) и красный (ПЦР+) ответы приложения запрещают клиенту вход

Разработчик «антиковидного» приложения – компания Digital Innovation and Transformation. Ashyq был создан по заказу Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК (МЦРИАП). Идею приложения Казахстан перенял от таких туристически активных стран, как Турция, Греция, Кипр, Малайзия, где именно цифровые инструменты контроля заболеваемости позволили бизнесу продолжить работу в период карантина.

Внедрение цифрового приложения для контроля и анализа данных по эпидемиологической ситуации Ashyq в Казахстане началось еще в январе. В пилотном режиме Ashyq запустили сначала в Нур-Султане, Алматы, Караганде, позже присоединились Костанай, Петропавловск, Кокшетау, Актобе, Тараз, Талдыкорган. По информации специалистов проектного офиса (состоит из экспертов МЗ, МЦРИАП, «Атамекена»), за первые три месяца эксплуатации в городах пилота было выявлено более 600 посетителей с желтым и красным статусами. Это люди, нарушившие требование о 14-дневном домашнем карантине, которые могли подвергнуть риску заражения других посетителей бизнес-объектов и персонал.

Смена цвета карантина

Главная цель новой системы – обеспечить безопасное посещение здоровой частью населения объектов социальной инфраструктуры (общепит, театры, кинотеатры, другие развлекательные учреждения). Бесспорное преимущество, которое дает бизнесу приложение Ashyq, – это право работать в менее строгих карантинных условиях. На предпринимателей-участников проекта, находящихся в «красной» зоне, будут распространяться требования «желтой» зоны. Те, кто трудится в регионах с умеренным риском, получат возможность пользоваться всеми преимуществами «зеленой» зоны. Эти положения прописаны в специальных постановлениях Комитета санитарно-эпидемио­логического контроля Минздрава РК.

По данным на 26 апреля, в «зеленой» зоне находились всего две области – Северо-Казахстанская и Туркестанская. В умеренной зоне риска – Шымкент, Костанайская, Жамбылская, Алматинская, Восточно-Казахстанская области (города Усть-Каменогорск, Семей, Аягоз – в «красной» зоне). Во всех остальных регионах (включая Нур-Султан и Алматы) применяются самые жесткие критерии к бизнесу. Другими словами, бизнес более чем в половине крупных городов страны вынужден работать по самым строгим требованиям санитарных служб. Для большинства объектов развлекательной, туристической, спортивной индустрии это означает запрет на работу.

Запуск проекта Ashyq сопровождался распространяемой в соцсетях информацией о том, что использование приложения якобы нарушает гражданские права посетителей заведений и несет угрозу несанкционированного использования их персональных данных. В проектном офисе поясняют: приложение не имеет цели отслеживать передвижения человека. Главное требование – ограничить больным право доступа в места массового скопления людей (законодательно они и так лишены этой возможности). За нарушение этих обязательных требований носитель вируса или контактный будет оштрафован. Что касается защиты персональных данных, то, по информации экспертов проектного офиса, Ashyq уже включен в защитный контур АО «Национальные информационные технологии» (оператор электронного правительства) и вопрос информбезопасности находится под особым контролем.

Важный момент: предприниматель, принявший решение добровольно подключить Ashyq, берет на себя обязательство проверять всех посетителей заведения. При первом нарушении бизнес-объект исключается из проекта на две недели, при повторном – на два месяца. По данным заместителя руководителя Департамента санитарно-эпидемиологического контроля Алматы Садвакаса Байгабулова, члены мониторинговых групп, проводящие проверки объектов, тоже в обязательном порядке должны проходить проверку личного статуса при входе. Исключений нет ни для представителей правоохранительных органов, ни для госслужащих.

Выход на Ashуq

Оценить преимущества работы по приложению Ashyq в первую очередь смогли те представители малого и среднего бизнеса, которые после перехода в «красную» зону оказались на грани закрытия. Например, в середине апреля, еще до всеобщего внедрения приложения по всему Казахстану, бизнесмены Усть-Каменогорска и Семея («красная» зона) обратились с коллективным письмом к директору Палаты предпринимателей ВКО Марипбеку Шакербеку с просьбой включить их в пилотный проект и позволить работать по проекту Ashyq.

«Ashyq – это единственный выход для нас, бизнесменов, работающих в «красной» зоне. Это приложение, которое поможет отфильтровать контактных, больных и позволит здоровым людям жить привычной жизнью. Альтернатива – полный локдаун – просто добьет оставшийся бизнес в сфере общепита. Есть нюансы, конечно. Первоначально Ashyq вызывает негативные реакции у людей, но других вариантов нет. Либо мы живем прежней жизнью, безопасно посещая общественные места, либо мы вспоминаем март–апрель 2020 года и сидим дома без дохода. Ассоциация рестораторов ВКО сначала с толикой недоверия восприняла этот проект. Но когда наши города вошли в «красную» зону, поняли, что нужно подключаться либо закрываться», – комментирует Рустам Адамов, руководитель крупной сети кафе Восточного Казахстана.

Механизм внедрения проекта предполагает, что предприниматель может самостоятельно зарегистрироваться на сайте infokazakhstan.kz и, подав заявку, получить QR-код своего заведения. В случае возникновения каких-либо сложностей представители МСБ могут обращаться в территориальные подразделения НПП «Атамекен» за помощью.

 

 

 

По материалам ресурса