фото: в свободном доступе
Эволюция основ и моделей управления качеством
Пять звезд качества
Первая звезда
На этом этапе развития (начало прошлого столетия) система управления качеством продукции осуществлялась контролем готовой продукции. Контроль готовой продукции производился путем проведения ее инспекции.
Вторая звезда
На этом этапе развития систем управления качеством стало понятно, что надо управлять процессами. Этап характеризовался разработкой и применением контрольных карт. В этой связи широко известным стало имя Вальтера Шухарта. Этот этап - начало применения статистических методов управления качеством, которые впоследствии благодаря д-ру Э. Демингу получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране.
Третья звезда
На этом этапе развития систем управления качеством (1950 - 60 г.) стали применяться:
- концепция А. Фейгенбаума «Тотальное (всеобщее) управления качеством – TQC»;
- взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества;
- сертификация продукции.
Четвертая звезда
В 70-80 годы - переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества (1987 г.).
Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований, тo TQM – этo еще и управление целями и самими требованиями. Система ТQМ является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества (quality improvement), минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок.
TQC – всеобщее управление качеством.
Применительно к качеству действует целевая установка – стремление к 0 дефектов, к затратам – 0 непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок.
В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала. Во взаимоотношения поставщиков и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.
Пятая звезда
В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества, усиливается внимание руководителей предприятий к профессиональной безопасности, охране здоровья и удовлетворенности своего персонала. Это привело к появлению стандартов ИСО14000, ИСО 18000.
Внедрение стандартов ИСО 14000, 18000, а также методов самооценки по различным моделям качества (Европейской премии по качеству, премия Деминга) – это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.
Если вас заинтересовала эта информация, приглашаем к сотрудничеству.
Предложения вы найдете, пройдя по ссылке: https://standard.kz/ru/projects/seminary-i-treningi.
Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, асессор Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через