Дефицит качественных автомобилей наблюдается в Казахстане

Дефицит качественных автомобилей наблюдается в Казахстане
фото: Из открытых источников

Команда Jusan Analytics проанализировала автомобильный рынок Казахстана, определила, как он формировался, какие существуют тренды, и сделала прогноз, как он будет выглядеть через 10 лет.

По данным на 1 января 2023 года, в Казахстане зарегистрировано примерно 3.9 млн легковых автомобилей. За прошедшие 20 лет количество авто выросло практически в три раза. 

Однако основная часть зарегистрированных автомобилей выпущены более 10 лет назад, на их долю приходится свыше 70% легковых авто. 

Зарегистрированные автомобили по годам выпуска на 01.01.2023

Год выпуска

Количество автомобилей

Не более 3 лет

319 818

Более 3 лет, но не более 7 лет

250 272

Более 7 лет, но не более 10 лет

571 976

Более 10 лет, но не более 20 лет

815 968

20 лет и более

1 945 197

Источник: БНС РК

Вторую по величине категорию составляют автомобили старше семи, но не более 10 лет. Это объясняется тем, что именно эта категория в основном и пополняется через импорт и производство.

Как формировался автомобильный рынок Казахстана?

Как и во всем мире, пополнение нашего рынка автомобилей происходит за счет импорта и производства. Эти две составляющие мы рассмотрели в ретроспективе, начиная с 2005 года.

До 2010 года производство автомобилей в Казахстане имело незначительный объем в пределах 2-3 тыс. авто в год – рынок пополнялся преимущественно за счет импорта. В пиковые 2006 и 2007 годы импорт составлял около 400 тыс. авто в год, в основном это были подержанные автомашины «старше 10 лет» из Германии и Японии.

В 2008 году из-за запрета на ввоз в страну автомобилей с правым рулем объем поступлений на рынок снизился. Однако предложение быстро перестроилось, и в Казахстан начали поступать поддержанные, в основном 5-7-летние, авто из США.

С 2010 года после вступления Казахстана в Таможенный союз пополнение возрастной категории «10 лет и старше» со стороны импорта прекратилось. Стало невыгодно импортировать такие автомобили из-за существенно возросших таможенных пошлин и ужесточения прочих технических регламентов.

С этого периода пополнение категории автомобилей «старше 10 лет» на рынке Казахстана стало возможным в основном путем естественного старения уже присутствующих на территории страны автомобилей.

Особо можно выделить ситуацию 2014-2015 годов, когда из-за нарушения многолетнего паритета тенге/рубль (с 5,5 тенге за рубль до 2,3) было завезено большое количество автомобилей как новых, так и подержанных по относительно низкой цене из России. Официальные автосалоны в этот период также завозили автомобили из России, и реализовывали их еще в течение нескольких лет после. В связи с этим объемы официальных продаж превышали фактические объемы импорта и производства автомобилей в последующие годы.

В 2016 году после ввода платы за первичную регистрацию и утилизационный сбор стало очень дорого ввозить в страну авто старше трех лет. С этого периода автомобильный рынок Казахстана стал наполняться в основном за счет отечественного производства или импорта новых автомобилей.

Как продажи реагируют на цены?

Очевидно, что одним из важных критериев продаж на рынке остается розничная цена автомобилей. Так, 2006-2007 годы характеризовались рекордно высокими объемами пополнения автомобильного рынка страны - примерно 400 тыс. автомобилей в год при средней цене в 3-5 тыс. долларов (по текущему курсу 1,3-2,2 млн тенге). Это примерно соответствует текущему спросу на автомобили в возрастной категории «10 лет и старше».

Далее, при цене автомобиля в 15-20 тыс. долларов (по текущему курсу 6,7-8,9 млн тенге), спрос сокращается практически в два раза и составляет около 150-200 тыс. единиц в год.

В 2016 году при росте цен пополнение внутреннего рынка существенно сократилось – импорт и производство составили 79 тыс. автомобилей в год (существенно ниже среднего уровня). При этом с этого периода цена импорта и стоимость производимых в РК автомобилей практически сравнялись: около 7,5-9,5 млн тенге (16-20 тыс. долларов).

Как обстоят дела на вторичном рынке?

Низкие объемы продаж новых автомобилей в Казахстане и высокие цены на них не позволяют в достаточном количестве удовлетворить спрос для всех категорий граждан на вторичном рынке. В этой связи более 60% сделок по купле-продаже совершаются с автомобилями, бывшими в употреблении, и с момента выпуска которых прошло более 10 лет. 

Отметим, что около 20% из всех выставленных на продажу автомобилей – нерастаможенные, то есть с регистрационными номерами других стран, преимущественно стран ЕАЭС. Простая статистическая экстраполяция этих данных свидетельствует, что в Казахстане таких автомобилей около 500 тысяч. 

Наибольшее количество нерастаможенных автомобилей на вторичном рынке – Toyota и Lada. Среди автомобилей 1980-2010 годов выпуска они составляют 24% и 54% соответственно. Это значит, что почти половина автомобилей Lada имеют иностранную регистрацию.

Напомним, что с конца января по 1 июля 2023 года проходит процесс легализации иностранных автомобилей, ввезенных на территорию Казахстана до 1 сентября 2022 года. Это значит, что эти 500 тыс. авто пополнят автомобильный рынок официально при перерегистрации. 

При этом на рынке наблюдается дефицит качественных и недорогих автомашин, так как с 2016 года именно этот сегмент рынка перестал регулярно пополнятся за счет импорта.

Выбытие с рынка

Как мы отмечали ранее, отечественный автомобильный рынок до 2010 года стабильно пополнялся в основном возрастными транспортными средствами, но в силу их естественного устаревания ежегодно количество зарегистрированных авто сокращалось, несмотря на ежегодное пополнение автопарка новыми машинами. Это свидетельствует о том, что выбытие из эксплуатации происходит быстрее. Так, с 2014 по 2021 годы количество автомобилей сократилось на 200 тыс. единиц, при этом на рынок за этот период поступило около 800 тыс. авто.

В 2022 году количество зарегистрированных автомобилей составило 3,96 млн авто, что практически равно пиковому значению 2014 года в 4,0 млн авто. Однако пополнение общего автомобильного рынка Казахстана по всем возрастным категориям все еще остается отрицательным. Таким образом, выбытие автомобилей из оборота пока еще опережает его пополнение.

Основное выбытие из эксплуатации приходится на автомобили «старше 10 лет». Эта категория сократилась с 2014 по 2021 годы на 500 тыс. единиц.

Рынок через 10 лет

Таким образом, исходя из проведенного анализа и при сохранении определенных нами трендов, через 10 лет рынок будет выглядеть следующим образом (см. инфографику).