Чем хорош и чем плох Airbnb

Чем хорош и чем плох Airbnb

После неудачных IPO Lyft и Uber, после падения стоимости WeWork инвесторы решили, что им нужны стартапы, которые крепко стоят на ногах. Безопасной гаванью они считают Airbnb, которая в следующем году может стать публичной компанией.

Airbnb объявила, что во II квартале ее выручка превысила $1 млрд. И в 2017 г., и в 2018 г. компания показывала прибыль до выплаты налогов, процентов и без учета амортизации, пишет Financial Times (FT). А The Information анализирует итоги I квартала 2019 г.: операционный убыток составил $306 млн, вдвое больше, чем год назад.

Источники FT уверяют, что у Airbnb припасено $3,5 млрд свободных средств – резерв на случай возможных убытков. Они добавляют, что компании не очень нужны деньги и в следующем году вместо IPO стартап может провести прямой листинг. Сам Чески уходит от вопросов про обещанное на 2020 г. IPO. «У меня нет новостей на этот счет, – сказал он на прошлой неделе The New York Times (NYT). – Чего нам точно не нужно сейчас – так это привлекать новые средства».

Но хотя компания еще не стала публичной, интерес к ней со стороны инвесторов достаточно высок. Венчурные капиталисты и брокеры создали десятки специализированных фондов, которые позволяют опосредованно проводить сделки с акциями Airbnb. Инвесторы таких фондов владеют не самими акциями, а правами на получение выручки от них после IPO. Эти производные инструменты в последнее время торговались по $150 за акцию Airbnb, выпущенную как часть уставного капитала. Это предполагает премию в $11 млрд к оценке компании в $31 млрд, которую она получила во время последнего раунда инвестиций в 2017 г., когда привлекла $1 млрд. Всего, по данным Crunchbase, со времени основания в 2008 г. компания привлекла $4,4 млрд инвестиций от 54 инвесторов, основные из которых – Y Combinator, Sequoia Capital, Andreessen Horowitz, Greylock Partners.

Самой Airbnb действия с ее акциями на частном вторичном рынке, в том числе передача сотрудниками опционов в залог по кредитам, не очень нравятся. Подобные операции – «это сделки, не получившие одобрения нашей компании и, как правило, нарушающие наши внутренние правила», заявила она. Но такие сделки все более привлекательны для хедж-фондов, ищущих дополнительные возможности для инвестиций, в то время как на фондовом рынке США акции уже весьма дороги, объясняет FT.

За что ругают Airbnb

Стартап Airbnb ругают многие. Обычные люди недовольны тем, что соседская квартира превращается в проходной двор. Хозяева самих помещений пеняют Airbnb, что в сервисе нет проверки жильцов. В Калифорнии через Airbnb сняли помещение якобы для встречи 12 родственников. Но вместо уютных семейных посиделок созвали вечеринку с сотней гостей – праздновать Хеллоуин 31 октября. Один из гостей начал стрельбу, погибло пять человек. Чтобы успокоить клиентов, Airbnb запретила в США арендовать через свой сайт жилье для вечеринок. А на прошлой неделе Чески пообещал за год проверить все семь с лишним миллионов объектов недвижимости на соответствие описанию и на безо­пасность, чтобы восстановить доверие. Со следующего года у компании появится горячий номер для сообщений о проблемах с арендованным жильем и команда быстрого реагирования.

Власти тоже точат зубы – Airbnb помогает владельцам жилья не платить налоги. В Нэшвилле (Теннесси) чиновники издали постановление, гласящее, что посуточный наем жилья – это тот же гостиничный бизнес. Airbnb потратила $225 000–350 000 на лоббистские услуги и вынудила чиновников подписать договор, что в отличие от постояльцев отелей с ее клиентов не будет взиматься 5%-ный туристический налог. Еще немного лоббизма – и в мае 2018 г. парламент штата Теннесси принял закон, что нельзя путать наем жилья и гостиницы.

По-иному разворачивалось противостояние с властями Нового Орлеана. Три года назад Airbnb договорилась с ними, что сама будет собирать налоги с владельцев жилья и перечислять городу. Для гарантии сервис раскрывал их имена и адреса. Но спустя некоторое время чиновники решили, что городу не нужна посуточная сдача жилья. В мае 2018 г. они перестали выдавать горожанам разрешения на это. В ответ Airbnb прекратила сообщать властям данные о наймодателях. Хотя уверяет, что исправно собирает со всех налоги и отдает в казну.

Случайный бизнес

Чески вырос в г. Нискейуне, штат Нью-Йорк, в семье социальных работников. Сейчас ему 38. Он вспоминает, что с детства учился руководить. Чески рассказывал NYT: «Я был капитаном нескольких хоккейных команд [школы и вуза] и довольно многому научился. Но другая сторона моей личности – художник <...> Большинство детей просят у Санта-Клауса игрушки, чтобы играть с ними. Я же просил плохо сделанные игрушки, чтобы переделать их. Одно время я был одержим игровыми приставками, потому что считал дизайн существующих моделей ужасным. Потом увлекся дизайном обуви. У меня сохранились старые альбомы с сотнями редизайнов кроссовок Nike и Reebok. Когда родители моего друга стали переделывать лужайку перед домом и задний двор, я увлекся ландшафтной архитектурой. Это вызвало интерес к еще более масштабному дизайну – поселков и городов». В итоге Чески окончил Школу дизайна Род-Айленда.

В 2007 г. он прервал трехлетнюю карьеру в маленькой фирме в Лос-Анджелесе, где получал $40 000 в год, и погнал на старенькой Honda в Сан-Франциско, куда недавно перебрался его студенческий приятель Джо Геббиа. Тот после получения диплома сказал Чески: «Однажды мы откроем свою компанию и об этом напишут книгу». И оказался прав: Геббиа – один из сооснователей Airbnb.

«Мы не хотели начинать бизнес. Просто так получилось», – вспоминает Чески. Они только думали, чем бы им заняться, подрабатывали фрилансом и снимали квартиру на двоих. Доля Чески за жилье составляла $1150, но в какой-то момент у него оказалось только $1000. Геббиа тоже не купался в деньгах. В это время в Сан-Франциско проходила конференция Американского общества промышленного дизайна. Друзья решили подзаработать, пустив переночевать тех, кому не хватило места в переполненных отелях. Они достали из шкафа три надувных матраса (Air Bed), обязались накормить гостей завтраком (Breakfast) и сделали сайт, который не мудрствуя лукаво назвали «Надувной матрас и завтрак» – Airbedandbreakfast.com. Позже его сократили до Airbnb.

В начале 2008 г. они обзавелись еще одним партнером – выпускником Гарварда и бывшим программистом Microsoft Нейтаном Блечарзиком. Первое время стартаперы жили на кредитки – выбирали лимит в $2000–5000, потом отработанная карточка помещалась в альбом для бейсбольных карточек и заводилась новая. «Мы запускали сайт три раза, – вспоминал Чески. – Никто не заметил первые две попытки, поэтому мы запустились еще раз». Во время первого запуска у компании было всего три клиента, один из них – сам Чески.

Друзья не пренебрегали и побочными заработками. В преддверии съезда демократической партии в 2008 г. в Денвере (Колорадо) они придумали дизайн пачек для овсянки с изображением Обамы и заказали партию в 500 шт. Сами склеили, заполнили крупой и распродали по $40 каждую как сувениры. Получили $30 000 чистой прибыли, которую пустили на развитие стартапа. Об этом сделал сюжет CNN. Основатель венчурного фонда Y Combinator Пол Грэм на встрече потребовал от Чески показать коробку вживую. Выслушал историю и поразился: «Да вы, парни, как тараканы – вас не заморишь!» Так Airbnb попала в программу бизнес-инкубатора Y Combinator, получила $20 000, три месяца на обкатку бизнес-проекта и совет перебираться в Нью-Йорк, где народу побольше.

Человек-носорог

Пытаясь понять, что нужно клиентам, стартаперы сами снимали жилье через Airbnb и ночевали там. Главные выводы: нужны качественные фотографии жилья, продуманный процесс передачи ключей и уборка помещений. Ребята лично ездили в Нью-Йорк, инструктировали каждого хозяина и фотографировали его жилье. Их старания окупились, проект стал расширяться. Последовали новые инвестиции, в том числе $100 млн в 2011 г. от консорциума инвесторов, в который, по данным FT, входила DST Global Юрия Мильнера.

Блечарзик рассказывал, что резкий рост продаж в городе начинается после того, как число предложений жилья в нем переваливает за 300, у 100 объявлений есть отзывы. Это правило стало магическим числом компании. В важных для Airbnb локациях компания стремится сделать все, чтобы подвести количество объявлений к этим цифрам: сотрудники снимают через сайт жилье и сами пишут отзывы, запускают рекламные кампании, пытаются вписаться в местные события. Баннер «Заработай $1000 за выходные, сдав квартиру гостям Октоберфеста» работает куда лучше, чем «Сдай свою квартиру незнакомцу», шутят в компании.

Чески грызет ногти и на собраниях постукивает ногами. Знающие его люди отмечают «бесконечный запас энергии». Он увлекался бодибилдингом и до сих пор любит прихвастнуть, что у него «16-дюймовый бицепс» (почти 41 см). Он производит мощное впечатление и внешним видом, и повадками, его сравнивают с носорогом, вспоминал журналист Fast Company: «Вместо того чтобы повернуть ко мне голову, он поднял свой стул и развернулся целиком ко мне». Похож на носорога он и тем, что определяет направление движения и неудержимо рвется в эту сторону, говорят его знакомые. В июле 2011 г. одна женщина пожаловалась, что поселившиеся через Airbnb люди разгромили ее жилье. Об этом написали все газеты, компания рисковала остаться без клиентов. Консультанты советовали не вмешиваться в отношения хозяев и гостей. Чески не послушался и выдвинул свою идею: страховать владельцев жилья. Но все страховщики отказались брать на себя такой риск.

1 августа 2011 г. Airbnb объявила, что будет выплачивать компенсации за кражи и вандализм в размере до $50 000 из собственных средств. Это тоже грозило пустить компанию ко дну, если найдется достаточное количество мошенников. Однако желающих получить легкие деньги за вымышленные кражи почти не нашлось. А через несколько месяцев удалось заключить договор со страховой компанией, и компенсация выросла до $1 млн.

Не успела компания оправиться от этого кризиса, как разразился другой. По всему миру возникали клоны Airbnb. Один из них, европейский Wimdu, получил $90 млн финансирования – в то время это было рекордное для Европы вложение в стартап. Airbnb работала в основном в США, Чески понял, что рискует остаться региональным игроком. А он «любит все большое и эффектное», говорил его знакомый Reuters. За три последних месяца 2011 г. команда приобрела три домена в Европе, открыла офисы в восьми городах Старого Света, научилась принимать плату в разных валютах, переделала интерфейс сайта (например, он не был рассчитан на длинные слова и в немецкоязычной версии выглядел кривовато). Ради этого пришлось забросить решение проблем в США, в ночь накануне запуска международной версии судорожно заканчивать перевод сайта с английского на другие языки – но в итоге усилия окупились сторицей. Сейчас сервис Airbnb охватывает 100 000 городов более чем в 190 странах.

Бездомный бизнесмен

В 2010 г. Чески на несколько лет стал бездомным бизнесменом: каждую ночь арендовал жилье через Airbnb и долгое время сам сдавал свою квартиру через сайт. Но несколько лет назад ему предъявили обвинение в нарушении закона Сан-Франциско, требующего наймодателей зарегистрироваться, и Чески отказался от дополнительного источника дохода. Учитывая, что сейчас его состояние превышает $4 млрд (по оценке Forbes), это вряд ли отразилось на его финансах.

Ходили слухи, что Чески ужимает изложение всей годовой стратегии Airbnb так, что она легко умещается на листе формата Letter. Это широко распространенный в США формат размером 215,9 х 279,4 мм, шире и короче популярного у нас А4 – 210 х 297 мм. Журналист Fast Company собственными глазами убедился в 2014 г., что это правда. На листе были сформулированы четыре основные цели компании на год, каждая из которых имела конкретные ориентиры, характеристики, сроки и распланированные по времени этапы. «Я приказал команде переписать весь план на половину листа – тем же шрифтом», – рассказал Чески. Он вспоминает, что плана на 2011 г. просто не существовало. План на 2012 г. был составлен, когда половина года уже прошла, – в июне. А в 2013 г. у компании было более десятка стратегических целей. «Слишком много инициатив, слишком трудно удерживать внимание», – подвел итог Чески.

Зимой 2012/13 г. он наткнулся на учебник Школы гостиничного администрирования Корнельского университета. После этого он не устает повторять, что главное в его компании – идея гостеприимства. Когда-то это слово было в стартапе под запретом как пережиток помпезных отелей Старого Света. А теперь стало мемом. «Когда сотрудник придерживает дверь перед коллегой или предлагает убрать не только свою, но и чужую посуду, его подначивают: «Ох, это так гостеприимно!» – пишет Fast Company.

Еще Чески любит говорить: «Бизнес Airbnb – это не наем. Наш бизнес – это все же путешествие». Подбираться к этой идее он начал еще в 2012 г., когда поручил аниматору Pixar нарисовать раскадровку опыта поездки. Проект был назван «Белоснежка» в честь первого полнометражного мультфильма студии Уолта Диснея. На картинках было прибытие в аэропорт, трансфер, встреча с хозяином жилья и т. д. Когда Чески обсуждал нововведения в компании, он указывал на них рукой и спрашивал: «Что из этого мы улучшим?»

Звездные консультанты

Одна из сильных сторон Чески – способность признать собственные недостатки и готовность учиться у других. Он попытался взять в наставники руководителей сетей отелей. «Они не вдохновляли нас и не соответствовали нашей культуре», – признал он позднее и продолжил поиски. Для прорыва в Европу он консультировался с гендиректорами Facebook Шэрил Сэндберг и eBay Джоном Донахью. Среди его советчиков по работе в других странах были глава Amazon Джефф Безос и сооснователь Groupon Эндрю Мейсон, бывший директор ЦРУ Джордж Тенет давал советы по корпоративной культуре, а главный дизайнер Apple Джонни Айв – по внешнему виду сайта.

Но главным его ментором стал Чип Конли, который в 1987 г. в возрасте 26 лет основал фирму – оператора по управлению бутик-отелями Joie de Vivre Hospitality и вывел ее на второе место в США. С 2013 г. Конли трудится в Airbnb, хотя поначалу не хотел. Он был богат, у него были собственные проекты и никаких причин работать на дядю. Но Чески недаром называют носорогом – он пустил в ход весь свой шарм и настойчивость и уговорил Конли консультировать Airbnb 15 часов в неделю. Позже Чески признался, что рассчитывал не более чем на восемь часов. А Конли рассказал, что увидел в Чески себя, каким он был когда-то: молодой гендиректор с сумасшедшей идеей, которая может стать следующей ступенью развития отрасли.

Следующей, но не факт, что новой. Как-то на заре стартапа, когда дела шли неважно, Чески объяснил идею Airbnb своему деду и спросил, стоит ли продолжать работу. «Конечно!» – ответил тот, и Чески внезапно осознал, что его бизнес-модель стара как мир. Еще до эпохи массовых путешествий и международных гостиничных сетей, если вы хотели поехать в другой город, естественно было договориться о проживании у местных жителей или же в пансионате.

Разрушители или созидатели

«Если вы инвестируете в Airbnb, то разрушаете культуру европейских столиц?» – это заголовок недавней статьи в FT. Свою мысль издание иллюстрирует примером Португалии.

В Алфаме, историческом районе Лиссабона, почти не осталось традиционных кофеен, переживает газета. Владелец одной из них жалуется на наводнивших район туристов. Им нужны рестораны, а не место, где можно без спешки выпить чашечку кофе. Чтобы выжить, ему пришлось открыть небольшую столовую в одном из залов своего заведения. Раньше он жил неподалеку от своего кафе, но после развода квартира досталась жене, а ему пришлось переехать в другой район, потому что арендовать жилье в Алфаме оказалось не по карману.     "С 1980-х гг. население Алфамы сократилось с 20 000 примерно до 1000 человек, - говорит член правления Лиссабонской ассоциации арендаторов Луис Мендес. - Более 55% квартир сдаются в краткосрочную аренду, на которой специализируется Airbnb. По той же причине поднялись цены на недвижимость в исторических кварталах многих европейских городов".

В 2012 г. в Португалии был узаконен краткосрочный наем жилья. В 2014–2017 гг. турпоток в стране ежегодно рос двузначными темпами. Мендес уверяет, что из-за этого за последние пять лет доступность долгосрочной аренды снизилась на 70%, а многие португальцы вынуждены снимать квартиры для жилья в пригороде или же возвращаться в небольшие городки, откуда когда-то приехали покорять столицу. Все труднее купить квартиру. Только за последние 12 месяцев цены выросли в среднем на 12%, подсчитало агентство коммерческой недвижимости Cushman & Wakefield. Квадратный метр в Лиссабоне сейчас стоит в среднем 6500–7500 евро.

С другой стороны, стартапы вроде Airbnb способствуют сохранению исторических зданий: они привлекают туристов и у владельцев недвижимости появляются деньги на ремонт. Airbnb уверяет, что в прошлом году ее вклад в мировую экономику за счет роста туризма и бизнеса по найму недвижимости – более $100 млрд.

 Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/11/10/815866-horosh-airbnb