Зачем нужно чувство юмора?
Психолог Сергей Коровкин о влиянии шуток на решение творческих задач, активности мозга во время восприятия юмора и общем между юмором и болью
Связь чувства юмора с креативностью подтверждает тот факт, что юмор может облегчать решение творческих задач. В одном из наших исследований мы давали испытуемым просматривать смешные ролики на YouTube либо просили их генерировать шутки (остроумно заканчивать предложения). Когда после такого воздействия мы просили людей решать инсайтные задачи (или «задачи с подвохом»), они справлялись быстрее контрольных групп, в которых, например, люди смотрели ролики с неюмористическим содержанием.
За счет чего юмор повышает креативность? С одной стороны, он настраивает на игровой, несерьезный лад. Это позволяет преодолеть внутренние установки, барьеры, которые мы сами для себя определяем, когда решаем задачу. С другой стороны, юмор изменяет фокус внимания. Если человек серьезен, он сосредоточен и четко осознает небольшое количество элементов. Если же человек юмористически настроен, он расслаблен и фокус его внимания размыт и максимально широк. Для выхода за пределы установок в творческой задаче необходимо снизить концентрацию внимания, смягчить контроль. В каком-то смысле оба объяснения — через преодоление ограничений и изменение режима внимания — не противоречат друг другу: при решении творческой задачи нужно и ослабить хватку, и поискать решения в неожиданных местах.
Юмор строится на постоянном отслеживании противоречий, двусмысленностей, неоднозначностей в окружающем мире. Если хорошо одетый человек, который только что вышел из своего дорогого автомобиля, поскользнулся и упал в лужу, то это противоречие двух контекстов: высокого и низкого статуса. Пример более высокоинтеллектуального юмора — каламбуры, которые основаны на обыгрывании двусмысленностей в словах. Начало фразы задает один смысл слова, а конец апеллирует к какому-то другому смыслу того же слова. Как, например, в шутке из КВН: «Начальник омского отдела по борьбе с наркотиками уже четвертый год не может соскочить с этой должности».
Юмор также играет важную коммуникативную функцию. Если человек всегда настроен абсолютно рационально, это может говорить о его неполноценных коммуникативных способностях и неготовности к жизни в социальном мире. Потому что юмор часто используется при выборе партнеров по общению, для того чтобы отделить «своих» от «чужих». Часто у социальной группы с целью поддержания своей идентичности появляется свой специфический юмор, мемы.
Что происходит в мозге, когда нам смешно? Если человек слышит вербальную шутку, в его мозге последовательно активируются лобные доли и лимбическая система. Лобные доли отвечают за контроль психической деятельности, за планирование. Их активацию можно интерпретировать как попытки человека собрать элементы шутки воедино и распознать ее смысл. Лимбическая система связана с эмоциями и отвечает за реакцию на шутку в виде смеха.
В лобных долях есть зона, которая называется передней поясной корой. Она активируется не только при восприятии юмора, но и при решении творческих задач, а также в моменты внутренних конфликтов, — например, при решении теста Струпа, где слово «красный» написано зелеными чернилами и нужно назвать цвет чернил. Любопытно, что передняя поясная кора активируется также при восприятии боли. Возникает вопрос: что же общего между болью, инсайтом, противоречиями и юмором?
По-видимому, передняя поясная кора представляет собой некоторую систему реагирования на ситуацию, когда что-то пошло не так. Если я испытываю боль (например, прищемил руку, обжегся), значит, что-то пошло не так, мои автоматизмы плохо сработали, и надо изменить поведение, чтобы исправить ситуацию. В шутке тоже «что-то идет не так»: финал фразы оказывается неожиданным, возникает противоречие. Однако ситуацию в этих двух случаях мы оцениваем по-разному. В случае с болью мы говорим себе: «Что-то пошло не так, и с этим надо что-то делать». А в случае с шуткой ничего делать не надо, и поэтому мы испытываем положительные эмоции, смеемся. Так что можно сказать, что юмор — это способность подмечать противоречия и разрешать их в положительном ключе.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через