Ходжа Насреддин - реальный человек или воплощение народной сатиры?
Мулла Насреддин Ходжа – мудрец, известный во всем мусульманском и некоторых частях немусульманского мира с XVI века. Исторические документы свидетельствуют, что он жил в XIII веке в Анатолии (совр. Турция). Он был ученым (алим) или, по крайней мере, образованным человеком. Его шутки, которые люди веками передавали друг другу, полны не только острого юмора, но и глубокой житейской мудрости, пишет сайт Muslim Heritage.
Ходжа Насреддин, известный также как Мулла Насреддин. или просто Насреддин, является главным героем огромного количества забавных историй, которые рассказывают в различных регионах по всему миру, особенно в странах Ближнего и Среднего Востока. Эти истории изображают Насреддина в разных ситуациях, и через его точку зрения они с юмором преподносят уроки на различные жизненные темы. Великая прелесть сказок муллы Насреддина заключается в том, что они не только смешны, но и несут в себе философский смысл и заставляют задуматься.
“Шутить изволите”: Ходжа Насреддин, бекташийские анекдоты и “казнить нельзя помиловать”
Согласно различным источникам, Ходжа Насреддин был философом, мудрецом, остроумным человеком с хорошим чувством юмора. Его истории рассказывались почти по всему мусульманскому миру, распространившись в Персии, Аравии, Африке и вдоль Шелкового пути в Китай и Индию, а затем также в Европе. Конечно, все эти истории, которые приписываются Ходже на протяжении примерно 700 лет, произошли не от него. Большинство из них являются продуктом коллективного юмора мусульманских народов. Насреддин известен нам в мире под разными именами. Основные варианты таковы: турки говорят “Насреддин Ходжа”, для казахов он – “Коджа Насреддин”; греки называют его “Ходжа Насреддин”, а у азербайджанцев, афганцев и иранцев он известен как “Молла или Мулла Насреддин”; в фольклоре арабских народов Ближнего Востока и Северной Африки он – “Джуха”. 1996 год был провозглашен ЮНЕСКО “Годом Насреддина Ходжи”.
Биографический очерк
Рассказы, приписываемые Насреддину Ходже, можно найти в рукописях уже с XV века. Самая ранняя история обнаружена в книге Абу-л-Хайра Руми “Салтук-наме” (1480). Согласно этой книге, Насреддин был дервишем и мюридом Сейида Махмуда Хайрани в Акшехире, на северо-западе современной Турции. Другие анекдоты о нем цитируются на турецком языке в книге рассказов Лами Челеби (ум. 1531) “Лета’иф”. Однако среди летописцев нет согласия относительно историчности Ходжи Насреддина. В то время как Лами Челеби упоминает Насреддина как современника Шейяда Хамзы (XIV век), решающее влияние на последующую народную традицию и, в частности, на более поздние европейские ученые дискуссии оказывает Эвлия Челеби, посетивший предполагаемую могилу Насреддина в Акшехире в XVII веке и цитирующий анекдот, в котором Насреддин беседует с монгольским правителем Тамерланом, умершим позже в 1405 г.
Эвлия Челеби – скиталец, получивший благословение Посланника Аллаха (САВ)
В более поздние века Хусейн Эфенди (ум. 1880), муфтий Сиврихисара, пишет в «Меджмуа-и Маарифе», что Насреддин родился в 1208 г. в деревне Хорту (ныне Насреддин Ходжа) в районе Сиврихисара и умер в 1284 г. в Акшехире, куда он переехал. Согласно этому источнику, он получил образование в школах Сиврихисара и Коньи. Он изучал фикх (юриспруденцию) и познакомился с Мевляной Джалал ад-Дином Руми (1207-1273) в Конье, а также учился у него суфизму. Он последовал за Сеидом Махмудом Хайрани, выбрав его в качестве своего шейха. Также он отправился в Акшехир и там женился. Он стал имамом, а потом и судьей. В этом городе его высокое чувство юмора и умные комментарии, решения и анекдоты сделали его заметным членом общества.
Есть два различных документа о доверительном управлении (Вакф-наме), в которых упоминается о существовании Насреддина в середине XIII в. в Конье. Один из них принадлежит Сейиду Махмуду Хайрани (1257 г.), а другой – Хаджу Ибрагиму Султану (1266-67 гг.).
Ходжа Насреддин борется с предрассудками о мусульманах на сцене американского театра
Тем не менее, о жизни Насреддина Ходжи есть очень мало достоверных фактов. Несомненно, что он жил в Анатолии во второй половине XIII века. Также вполне вероятно, что он родился в Хорту, деревне в Сиврихисаре в районе Акшехира в конце XIII в., затем поселился в городе Акшехир, после чего переехал в Конью. Его могила находится в городе Акшехир, недалеко от Коньи. На его могиле есть железная дверь с огромным висячим замком. Но если кто-то намеревается нанести ему визит, то незачем впадать в уныние из-за запертой двери. Вокруг могилы нет никаких стен.
На кладбище Мевляны Джалал ад-Дина Руми есть надгробный камень, который, как говорят, принадлежит дочери Насреддина Фатиме. Согласно эпитафии на нем, она скончалась в 1326 г. Этот надгробный камень подтверждает, что Наср ад-Дин жил в конце XIII века около Коньи.
Рассказы о Насреддине начали собираться с XV века. Но впервые они были напечатаны в 1837 г. в Стамбуле в «Матбаа-и-Амире» (Королевская типография) под названием “Летаиф-и-Хадже Насреддин” (“Приятные истории Ходжи Насреддина”). Первая его миниатюра появилась в рукописи XVII в., хранящейся сейчас в библиотеке дворца-музея Топкапы. На этой миниатюре он изображен сидящим задом наперед на своем осле.
Начиная с турецкой традиции, Насреддин вскоре стал известен во всех провинциях Османской империи. Кроме Турции, рассказы о Насреддине получили распространение у разных народов – албанцев, арабов, азербайджанцев, бенгальцев, боснийцев, татар, индийцев, пуштунов, иранцев, хорватов, народов Средней Азии и Кавказа.
Что средневековые мусульманские медики говорили о смехе?
Анекдоты, приписываемые Насреддину, раскрывают сатирическую личность с острым языком, который он не боялся использовать даже против самых тиранических правителей своего времени. Он является символом ближневосточной саркастической, ироничной и сатирической комедии и бунтарских чувств людей против несправедливых правителей. Истории о Насреддине также представляют критическое отношение к господствующей социальной морали, в рамках которой люди преследуют свои эгоистические интересы, игнорируя добрые дела в отношении других людей.
Русскоязычному читателю наиболее известна дилогия Леонида Соловьева “Повесть о Ходже Насреддине”, состоящая из двух романов: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц». Эта книга переведена на десятки языков мира. По этим книгам сняты фильмы “Насреддин в Бухаре” и “Насреддин в Ходженте”.
Несколько анекдотов о Ходже
Всем не угодишь
Как-то Насреддин Ходжа шел в деревню со своим сыном. Мальчик ехал верхом на осле. По дороге они встретили двух женщин и услышали, как одна говорит другой: «Ох уж эта молодежь! Мальчик спокойно едет на осле, когда его старый отец идет пешком. Удивительно!»
«Отец», – сказал мальчик, – «ты настоял на том, чтобы я ехал верхом, не так ли? Давай же, не отказывайся, садись на осла!». И они отправились дальше, Ходжа – верхом на осле, мальчик – пешком. Спустя некоторое время им повстречались два одиноко бредущих старца.
«Эй, старик!», сказали они. «Твои кости уже высохли и состарились. Ты стоишь одной ногой в могиле. А твой отпрыск, разве он заслужил того, чтобы высохнуть как ты? Пусть он едет верхом!» Когда они прошли мимо, Ходжа посадил сына на осла вместе с собой. Они ехали вдвоем под палящим солнцем и приблизились к кучке зевак, сидевших вдоль дороги.
«О, какая жестокость! Бедное животное! Ему слишком тяжело везти двоих! Бедная тварь почти умирает!» «О, ради Бога!», сказал Ходжа. Он слез с осла, и они пошли рядом, гоня осла перед собой. Но в следующий момент столкнулись с двумя мужчинами, которые стояли у дороги.
«О, Аллах! Посмотрите на этих идиотов! Осел идет впереди, прыгает и скачет, не имея груза на своей спине, а они идут следом, истекая потом и покрываясь пылью. Какие же глупые люди бывают на свете!»
Наконец Ходжа обернулся к сыну и сказал: «Вот видишь! Да здравствуют те, кто может избежать людской молвы! Всегда найдется кто-то недовольный тем, что ты делаешь. Поэтому трудись только ради Аллаха».
Задом наперед
Однажды Ходжа и его ученики направлялись на занятия. Ходжа сидел задом наперед на своем осле. «Ходжа», – спросили его, – «скажи, ради Бога, почему ты так сидишь? Разве это удобно?» «Если я сяду по-другому», – ответил он, – «вы будете у меня за спиной, и я не увижу ваших лиц. Ехать, так как я, гораздо лучше».
Разве мы не переезжаем сюда?
Однажды ночью вор проник в дом Ходжи и украл все. Когда он ушел, Ходжа схватил первую вещь, которая попалось ему под руку (это оказалось сито), и пошел за ним. Он шел за вором до самого его дома и даже попытался войти вместе с ним. Удивленный вор сказал: «Что ты делаешь в моем доме?» «Ты несешь сюда все наши вещи», – сказал Ходжа, – «я подумал, что мы тоже переезжаем».
Проповедь в мечети
Однажды Ходжа Насреддин, взойдя на минбар в мечети, сказал: “Верующие, знаете ли вы, что я хочу вам сказать?” Ему ответили: “Нет, не знаем”. Тогда Ходжа сказал: “Раз вы не знаете, так что мне вам и говорить”. С этими словами он сошел с минбара и пошел своей дорогой.
Когда в следующий раз он снова взошел на минбар и предложил тот же вопрос, община ему ответила: “Знаем”. — “Ну, коли вы знаете, значит, мне нет надобности и говорить”. Так сказал Ходжа и опять удалился. Община, пораженная, решила, если Ходжа взойдет еще раз на минбар, ответить: “Одни из нас знают, а другие нет”.
Поднявшись как-то опять на минбар, Ходжа по обыкновению обратился к народу со своим вопросом. Ему ответили: “Одни из нас знают, другие нет”. Ходжа, сохраняя на лице серьезность, воскликнул: “Великолепно! Пусть тогда те из вас, кто знает, расскажут тем, которые не знают”.
Исламосфера
Ходжа Насреддин, известный также как Мулла Насреддин. или просто Насреддин, является главным героем огромного количества забавных историй, которые рассказывают в различных регионах по всему миру, особенно в странах Ближнего и Среднего Востока. Эти истории изображают Насреддина в разных ситуациях, и через его точку зрения они с юмором преподносят уроки на различные жизненные темы. Великая прелесть сказок муллы Насреддина заключается в том, что они не только смешны, но и несут в себе философский смысл и заставляют задуматься.
“Шутить изволите”: Ходжа Насреддин, бекташийские анекдоты и “казнить нельзя помиловать”
Согласно различным источникам, Ходжа Насреддин был философом, мудрецом, остроумным человеком с хорошим чувством юмора. Его истории рассказывались почти по всему мусульманскому миру, распространившись в Персии, Аравии, Африке и вдоль Шелкового пути в Китай и Индию, а затем также в Европе. Конечно, все эти истории, которые приписываются Ходже на протяжении примерно 700 лет, произошли не от него. Большинство из них являются продуктом коллективного юмора мусульманских народов. Насреддин известен нам в мире под разными именами. Основные варианты таковы: турки говорят “Насреддин Ходжа”, для казахов он – “Коджа Насреддин”; греки называют его “Ходжа Насреддин”, а у азербайджанцев, афганцев и иранцев он известен как “Молла или Мулла Насреддин”; в фольклоре арабских народов Ближнего Востока и Северной Африки он – “Джуха”. 1996 год был провозглашен ЮНЕСКО “Годом Насреддина Ходжи”.
Биографический очерк
Рассказы, приписываемые Насреддину Ходже, можно найти в рукописях уже с XV века. Самая ранняя история обнаружена в книге Абу-л-Хайра Руми “Салтук-наме” (1480). Согласно этой книге, Насреддин был дервишем и мюридом Сейида Махмуда Хайрани в Акшехире, на северо-западе современной Турции. Другие анекдоты о нем цитируются на турецком языке в книге рассказов Лами Челеби (ум. 1531) “Лета’иф”. Однако среди летописцев нет согласия относительно историчности Ходжи Насреддина. В то время как Лами Челеби упоминает Насреддина как современника Шейяда Хамзы (XIV век), решающее влияние на последующую народную традицию и, в частности, на более поздние европейские ученые дискуссии оказывает Эвлия Челеби, посетивший предполагаемую могилу Насреддина в Акшехире в XVII веке и цитирующий анекдот, в котором Насреддин беседует с монгольским правителем Тамерланом, умершим позже в 1405 г.
Эвлия Челеби – скиталец, получивший благословение Посланника Аллаха (САВ)
В более поздние века Хусейн Эфенди (ум. 1880), муфтий Сиврихисара, пишет в «Меджмуа-и Маарифе», что Насреддин родился в 1208 г. в деревне Хорту (ныне Насреддин Ходжа) в районе Сиврихисара и умер в 1284 г. в Акшехире, куда он переехал. Согласно этому источнику, он получил образование в школах Сиврихисара и Коньи. Он изучал фикх (юриспруденцию) и познакомился с Мевляной Джалал ад-Дином Руми (1207-1273) в Конье, а также учился у него суфизму. Он последовал за Сеидом Махмудом Хайрани, выбрав его в качестве своего шейха. Также он отправился в Акшехир и там женился. Он стал имамом, а потом и судьей. В этом городе его высокое чувство юмора и умные комментарии, решения и анекдоты сделали его заметным членом общества.
Есть два различных документа о доверительном управлении (Вакф-наме), в которых упоминается о существовании Насреддина в середине XIII в. в Конье. Один из них принадлежит Сейиду Махмуду Хайрани (1257 г.), а другой – Хаджу Ибрагиму Султану (1266-67 гг.).
Ходжа Насреддин борется с предрассудками о мусульманах на сцене американского театра
Тем не менее, о жизни Насреддина Ходжи есть очень мало достоверных фактов. Несомненно, что он жил в Анатолии во второй половине XIII века. Также вполне вероятно, что он родился в Хорту, деревне в Сиврихисаре в районе Акшехира в конце XIII в., затем поселился в городе Акшехир, после чего переехал в Конью. Его могила находится в городе Акшехир, недалеко от Коньи. На его могиле есть железная дверь с огромным висячим замком. Но если кто-то намеревается нанести ему визит, то незачем впадать в уныние из-за запертой двери. Вокруг могилы нет никаких стен.
На кладбище Мевляны Джалал ад-Дина Руми есть надгробный камень, который, как говорят, принадлежит дочери Насреддина Фатиме. Согласно эпитафии на нем, она скончалась в 1326 г. Этот надгробный камень подтверждает, что Наср ад-Дин жил в конце XIII века около Коньи.
Рассказы о Насреддине начали собираться с XV века. Но впервые они были напечатаны в 1837 г. в Стамбуле в «Матбаа-и-Амире» (Королевская типография) под названием “Летаиф-и-Хадже Насреддин” (“Приятные истории Ходжи Насреддина”). Первая его миниатюра появилась в рукописи XVII в., хранящейся сейчас в библиотеке дворца-музея Топкапы. На этой миниатюре он изображен сидящим задом наперед на своем осле.
Начиная с турецкой традиции, Насреддин вскоре стал известен во всех провинциях Османской империи. Кроме Турции, рассказы о Насреддине получили распространение у разных народов – албанцев, арабов, азербайджанцев, бенгальцев, боснийцев, татар, индийцев, пуштунов, иранцев, хорватов, народов Средней Азии и Кавказа.
Что средневековые мусульманские медики говорили о смехе?
Анекдоты, приписываемые Насреддину, раскрывают сатирическую личность с острым языком, который он не боялся использовать даже против самых тиранических правителей своего времени. Он является символом ближневосточной саркастической, ироничной и сатирической комедии и бунтарских чувств людей против несправедливых правителей. Истории о Насреддине также представляют критическое отношение к господствующей социальной морали, в рамках которой люди преследуют свои эгоистические интересы, игнорируя добрые дела в отношении других людей.
Русскоязычному читателю наиболее известна дилогия Леонида Соловьева “Повесть о Ходже Насреддине”, состоящая из двух романов: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц». Эта книга переведена на десятки языков мира. По этим книгам сняты фильмы “Насреддин в Бухаре” и “Насреддин в Ходженте”.
Несколько анекдотов о Ходже
Всем не угодишь
Как-то Насреддин Ходжа шел в деревню со своим сыном. Мальчик ехал верхом на осле. По дороге они встретили двух женщин и услышали, как одна говорит другой: «Ох уж эта молодежь! Мальчик спокойно едет на осле, когда его старый отец идет пешком. Удивительно!»
«Отец», – сказал мальчик, – «ты настоял на том, чтобы я ехал верхом, не так ли? Давай же, не отказывайся, садись на осла!». И они отправились дальше, Ходжа – верхом на осле, мальчик – пешком. Спустя некоторое время им повстречались два одиноко бредущих старца.
«Эй, старик!», сказали они. «Твои кости уже высохли и состарились. Ты стоишь одной ногой в могиле. А твой отпрыск, разве он заслужил того, чтобы высохнуть как ты? Пусть он едет верхом!» Когда они прошли мимо, Ходжа посадил сына на осла вместе с собой. Они ехали вдвоем под палящим солнцем и приблизились к кучке зевак, сидевших вдоль дороги.
«О, какая жестокость! Бедное животное! Ему слишком тяжело везти двоих! Бедная тварь почти умирает!» «О, ради Бога!», сказал Ходжа. Он слез с осла, и они пошли рядом, гоня осла перед собой. Но в следующий момент столкнулись с двумя мужчинами, которые стояли у дороги.
«О, Аллах! Посмотрите на этих идиотов! Осел идет впереди, прыгает и скачет, не имея груза на своей спине, а они идут следом, истекая потом и покрываясь пылью. Какие же глупые люди бывают на свете!»
Наконец Ходжа обернулся к сыну и сказал: «Вот видишь! Да здравствуют те, кто может избежать людской молвы! Всегда найдется кто-то недовольный тем, что ты делаешь. Поэтому трудись только ради Аллаха».
Задом наперед
Однажды Ходжа и его ученики направлялись на занятия. Ходжа сидел задом наперед на своем осле. «Ходжа», – спросили его, – «скажи, ради Бога, почему ты так сидишь? Разве это удобно?» «Если я сяду по-другому», – ответил он, – «вы будете у меня за спиной, и я не увижу ваших лиц. Ехать, так как я, гораздо лучше».
Разве мы не переезжаем сюда?
Однажды ночью вор проник в дом Ходжи и украл все. Когда он ушел, Ходжа схватил первую вещь, которая попалось ему под руку (это оказалось сито), и пошел за ним. Он шел за вором до самого его дома и даже попытался войти вместе с ним. Удивленный вор сказал: «Что ты делаешь в моем доме?» «Ты несешь сюда все наши вещи», – сказал Ходжа, – «я подумал, что мы тоже переезжаем».
Проповедь в мечети
Однажды Ходжа Насреддин, взойдя на минбар в мечети, сказал: “Верующие, знаете ли вы, что я хочу вам сказать?” Ему ответили: “Нет, не знаем”. Тогда Ходжа сказал: “Раз вы не знаете, так что мне вам и говорить”. С этими словами он сошел с минбара и пошел своей дорогой.
Когда в следующий раз он снова взошел на минбар и предложил тот же вопрос, община ему ответила: “Знаем”. — “Ну, коли вы знаете, значит, мне нет надобности и говорить”. Так сказал Ходжа и опять удалился. Община, пораженная, решила, если Ходжа взойдет еще раз на минбар, ответить: “Одни из нас знают, а другие нет”.
Поднявшись как-то опять на минбар, Ходжа по обыкновению обратился к народу со своим вопросом. Ему ответили: “Одни из нас знают, другие нет”. Ходжа, сохраняя на лице серьезность, воскликнул: “Великолепно! Пусть тогда те из вас, кто знает, расскажут тем, которые не знают”.
Исламосфера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через