Водохранилища Казахстана находятся в аварийном состоянии

Водохранилища Казахстана находятся в аварийном состоянии
фото: stranabolgariya.ru

Депутат Ольга Булавкина заявила об аварийном состоянии водохранилищ Казахстана, сообщает ИА El.kz

В январе 2020 года правительством была одобрена Концепция государственной программы по управлению водными ресурсами до 2030 года, в ноябре 2021 года представлен проект Концепции развития системы управления водными ресурсами на 2021-2025 годы, основными направлениями которых является предотвращение чрезвычайных ситуаций на водохозяйственных сооружениях, решение проблем сохранения и рационального использования водных ресурсов, обеспечение баланса потребности отраслей экономики и окружающей среды, - отмечает депутат. 

При этом практически 10 лет в аварийном состоянии на востоке страны находится Уйденинское водохранилище объемом до 75 млн кубометров воды, в котором из трёх шлюзов исправен только один. С каждым годом состояние водохранилища ухудшается. С 2017 года в целях обеспечения безопасности и предотвращения размыва дамбы были начаты работы по реконструкции данного объекта, но в связи с отсутствием финансирования проект был выполнен всего на 35 %.

" В2019 году РГП на ПХВ «Казводхоз» была проведена корректировка проекта на сумму 1290,7 млн тенге. В 2022 году срок действия данного проекта истек. Мало того, в данном проекте не были предусмотрены основные ремонтно-восстановительные работы главного водовода (снятие гидростатистического давления воды тоннеля, замена компенсатора главного водовода и др.). Халатность проектировщиков, несвоевременное финансирование аварийного объекта грозит масштабными последствиями для жителей населенных пунктов Зайсанского района (с 2018 года по данному объекту объявлена чрезвычайная ситуация)", - заявила депутат. 

Аналогичная ситуация еще по двум водообъектам Восточно-Казахстанской области. Так, Кандысуйское водохранилище Тарбагатайского района (с 2017 года башенное управление находится в аварийном состоянии) и водохранилище Орта-Теректы Курчумского района (ремонт тела плотины, замена дисковых затворов и др.) должны были быть отремонтированы в период с 2019 по 2021 годы. В случае прорыва дамб в зону подтопления попадают 15,5 тыс. человек. Неудовлетворительное техническое состояния магистральных и внутрихозяйственных каналов приводит к высокой потере воды при транспортировке. Из-за аварийного состояния данные водохранилища не могут в полной мере выполнять функцию единственного источника водоснабжения питьевой водой сельских населенных пунктов, нет возможности подачи воды для орошения, что приводит к низкой урожайности сельскохозяйственных культур.

Так, 25 мая т.г. на пленарном заседании сената министром сельского хозяйства и представителями Министерства экологии была представлена информация по вопросам внедрения водосберегающих технологий и ежегодном увеличении орошаемых земель более 100 тыс. га. При этом за 2022 год по ВКО из имеющихся 84,8 тыс. га орошаемых площадей непосредственно были обеспечены водой всего 17,1 тыс. га, или 20,1%.

Сохраняющаяся тенденция деградации земель является серьезнейшей социально-экономической и экологической проблемой данных районов. Из-за высоких потерь воды, невозможности наполнения водохранилищ до проектного объема и несовершенства технологии полива перспективные способы орошения не внедряются.

В случае выделения необходимых средств корректировка ПСД, прохождение экспертизы порой занимают до полугода и более. Выделение средств на реконструкцию и ремонт можно ждать годами, а жители регионов по-прежнему остаются с нерешенными проблемами.

 При этом нельзя забывать, что данные районы являются приграничными, где практически единственным источником дохода является развитие аграрного предпринимательства и отрасли животноводства. Только за последние пять лет с приграничных районов Восточного Казахстана выехали почти 17 тысяч человек.

Депутат высказала ряд требований к премьер-министру: 

Первое - рассмотреть вопрос проведения комплексного обследования водохранилищ ВКО на предмет аварийного состояния, несущего угрозу жизни жителям региона.

Второе - предусмотреть своевременное выделения средств из резерва правительства на предотвращение чрезвычайных ситуации на аварийных водообъектах области.

Третье - учитывая стратегическую важность приграничных районов, всесторонне рассмотреть проблему полноценного использования водных источников для поддержки аграрного сектора с целью снижения бедности среди сельского населения.

Четвертое - с целью сокращения сроков ремонтных работ на данных объектах, снижения бюрократических барьеров между государственными органами различных уровней, определить единый центральный исполнительный орган для контроля за реализацией вышеуказанных мероприятий.

В соответствии со статьей 27 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», просим предоставить ответ на депутатский запрос в сроки, предусмотренные законом.