Влияют ли штрафы за превышение скорости на количество ДТП в Казахстане?

Влияют ли штрафы за превышение скорости на количество ДТП в Казахстане?
фото: stihi.ru

Гораздо чаще стали штрафовать казахстанцев за превышение скорости. Значительно подросли и суммы наложенных взысканий. Но влияет ли это на дорожную ситуацию в целом? Ответить на этот вопрос попытались аналитики Telegram-канала Первого кредитного бюро Data Hub, передает портал Качественный Казахстан.  

Ссылаясь на данные КПСиСУ ГП РК, авторы исследования сообщают, что в январе-июне текущего года было наложено 1,6 млн административных штрафов за превышение установленной скорости движения.

«Относительно прошлогоднего уровня это больше на 40%, или 450,5 тыс. единиц. Так много по итогам первых шести месяцев не было по крайней мере 10 лет», – подсчитали аналитики.    

Ими также отмечено, что показатель стабильно растет с 2018 года. Причем чаще всего – скачками. Как следствие, последние три года он находится на очень высоком уровне – свыше  миллиона единиц.  

«Конечно, все это приводит к росту общей суммы наложенных штрафов. За год она увеличилась на 61% – с 12,8 млрд тенге до 20,6 млрд тенге. Правда, не последнюю роль в этом сыграл и рост среднего размера штрафа на 15% (1,7 тыс. тенге), до 13 тыс. тенге. Сейчас взыскаемость наложенных штрафов составляет 78%. То есть до казны не доходит пятая часть средств. Однако это не так уж и плохо. 10 лет назад взыскаемость не дотягивала даже до 50%», – отметили авторы исследования.  

Что же касается взаимосвязи резкого роста наложенных штрафов за превышение скорости и аварийности на дорогах, то по данным исследователей, в январе-июне 2023 года было зарегистрировано 5,4 тыс. ДТП. Это на 11,1% (0,7 тыс.) меньше, чем годом ранее, а также один из самых низких показателей первого полугодия за последние девять лет.  

«Вроде бы ситуация складывается хорошо. По большому счету так и есть – с января-июня 2015 года число ДТП уменьшилось более чем на треть, или 2,8 тыс. Только вот тренд на снижение не является стабильным – рост показателя по итогам первых шести месяцев наблюдался в 2019, 2021 и 2022 годах», – констатируют аналитики.

Они дополнили, что похожая динамика прослеживается и в отношении пострадавших.

«Показатель составил 7,7 тыс. человек, снизившись к январю-июню 2022 года на 15,3%, или 1,4 тыс. человек. За девять лет спад еще более сильный – на 32,3% (3,8 тыс. человек). Но и в этом случае тренд на снижение – нестабильный. Любопытно, что число погибших в ДТП практически не изменилось с января-июня 2015 года. Сейчас оно составляет 916 человек. В общем, выводы делайте сами», – подытожили авторы исследования.