Владение автомобилем и мнение прагматика

Владение автомобилем и мнение прагматика

Автор Алексей Черняк

https://www.facebook.com/alexey.chernyak
 
 
Я задумал поменять авто и решил посмотреть, что делается на рынке.
И тут же возник вопрос, можно ли перевести автомобиль из категории пассивов (затраты на покупку и содержание) в категорию активов (так, чтобы его цена росла во времени и/или чтобы он создавал денежный поток). Вот несколько наблюдений:
1. Рост цен на б/у автомобили в этом году оказался рекордным. В США цены выросли в среднем на 45% за год, вклад автомобилей в общую инфляцию составил около ⅓.
2. К росту цен на б/у авто привели несколько факторов: дефицит полупроводников (сейчас это главное "узкое место"), нарушения в логистике и огромный спрос на автомобили. Средняя цена на годовалые авто почти сравнялась с ценой на новые — однако новые приходится ждать иногда до полугода.
3. Но значит ли это, что нужно именно сейчас покупать б/у авто, пока цены не взлетели еще сильнее? Или, может быть, выгоднее заказать новое авто и ждать шесть месяцев, но с рассрочкой или кредитом от банка, близким к нулю? (если мы верим в инфляцию, то дешевый кредит в этом случае может быть неплохой идеей).
4. Многие производители и компании запустили аукционы а-ля CarPrice и "авто по подписке", например, Сбер. Чтобы оценить, насколько ваш собственный автомобиль действительно плохая инвестиция, зайдите и посмотрите, сколько ваше авто стоит по подписке — это плюс-минус реальная стоимость владения.
5. Например, владение Volkswagen Touareg — это примерно минус 100 тыс. руб. каждый месяц. Возможно, вы этого не считаете или не замечаете, но это в три раза больше средней зарплаты в РФ.
Когда вы смотрите на владение авто (который простаивает 99% времени) под этим углом, то начинаете понимать, что за 100 тыс. руб. в месяц можете каждый месяц путешествовать или снять квартиру в центре Москвы, или еще много чего.
6. Еще мы все видим, как наступают электромобили. Во многих европейских странах приняты законы прекратить выпуск классических авто и перейти на электротранспорт к такому-то году. Но покупать Tesla для поездки на рыбалку и на дачу — плохая идея. Может быть, стоит подождать 1-2 года, пока они подешевеют и батарея станет держать 1000+ км?
7. Хороший вариант — совсем избавиться от авто и пользоваться каршерингом и такси - в Москве это отличный вариант, если не нужно ездить далеко за город.
8. Есть проекты, где ты можешь сдавать свое авто в такси и т.п. таким образом заставлять свое авто работать, пока ты в отпуске или им не пользуешься. Но брезгливость и риски обычно перевешивают в сторону "лучше пусть простаивает".
9. Еще интересный тренд — это "офисы/дома на колесах". Покупаешь минивен и делаешь в нем мини-дом или офис, удобно и для дальних путешествий и для встреч по городу.
10. Купить коллекционный автомобиль. Чем хорошо Porshe 911 какого-нибудь 1968-го года? Тем, что это эксклюзивный актив (предложение ограничено), и его цена растет быстрее инфляции. То есть ты тратишь на содержание авто 1 млн. руб. в год, а он дорожает на 3 млн. руб. в год — Profit.
Одна проблема — коллекционные авто имеют высокий порог входа и множество своих нюансов.
Вопрос к знатокам: какие автомобили дорожают так быстро, что это окупает их покупку и содержание? (желательно в бюджете до 3 млн. руб.)