В ЮНЕСКО предлагают подумать о глобальной реорганизации образования

В ЮНЕСКО предлагают подумать о глобальной реорганизации образования

В ЮНЕСКО предлагают подумать о глобальной реорганизации образования  

Два года эксперты из разных стран, приглашенные ЮНЕСКО, обсуждали будущее образования и пришли к выводу, что человечеству нужен новый социальный договор в этой сфере: школа будущего должна отвечать требованиям времени. Опубликованный  10 ноября 2021 года доклад ЮНЕСКО содержит конкретные рекомендации. 

Глобальное неравенство и настоятельная необходимость вновь ответить на вопросы, почему, как, чему, где и когда мы учимся, свидетельствуют о том, что образование пока не справляется со своей задачей помочь нам сформировать мирное, справедливое и устойчивое будущее.

Первое, что обсуждали эксперты, - это школы, которые являются опорой коллективного благополучия 

Новое требование к учителям, которые должны уметь работать в команде, быть свободными в выборе подходов к обучению, постоянно анализировать результаты новых исследований и повышать свою квалификацию, а также участвовать в общественных дискуссиях. 

Школа, как считают в ЮНЕСКО, должна стать охраняемым образовательным объектом и должна стать  площадкой, объединяющей различные группы людей и открывающей им задачи и возможности, с которыми они не могут познакомиться в другом месте. 

Здание школы, ее внутренние помещения, время работы, расписание и группы учащихся должны быть реорганизованы таким образом, чтобы позволять людям работать вместе, располагать к такому взаимодействию. 

Цифровые технологии, которые  приобретают в обучении все более значимую роль, должны использоваться для поддержки школьного процесса, а не на его замену. Школы должны стать моделью того будущего, к которому мы стремимся, обеспечивая права человека и подавая пример устойчивого развития и углеродной нейтральности.

Новое про обучение - учиться всю жизнь

Люди должны иметь возможность получать образование в любой период жизни. Для этого, отмечают авторы доклада, мы должны объединить природные, созданные человеком, и виртуальные пространства для обучения, используя лучшие стороны каждого из них. 

Правительствам стран отводится  ответственность за выполнение этих  задач.  потенциал которых в области государственного финансирования и регулирования образования следует и далее укреплять, отмечается в докладе. 

Само понятие права на образование следует расширить, включив в него также право на доступ к информации, культуре, науке и возможностям подключения к интернету.

Необходим новый социальный договор 

Международное сообщество должно сыграть ключевую роль в оказании помощи государствам в согласовании общих целей, норм и стандартов, необходимых для заключения нового социального договора в области образования. Особое внимание должно уделяться образованию беженцев, мигрантов и других уязвимых групп населения. 

Новый социальный договор должен преодолеть дискриминацию и гендерное неравенство. Очень важно, по мнению специалистов, чтобы в работе над его содержанием принимали участие представители всех групп населения, в том числе  дети, молодежь, родители, учителя, исследователи, активисты, работодатели, культурные и религиозные деятели.

Это только начало 

В докладе предлагаются ответы на три ключевых вопроса:
- Что можно оставить без изменения? 
- От чего следует отказаться? 
- Что нуждается в творческом переосмыслении? 

Но приведенные в документе предложения – это только начало. Доклад представляет собой приглашение к размышлению и творчеству, а не готовую программу. Эти вопросы должны обсуждаться в сообществах, странах, школах, в рамках образовательных программ и систем всех видов по всему миру. Разработка нового социального договора в области образования – важнейший шаг к совместному переосмыслению наших перспектив, уверены в ЮНЕСКО.

По материалам доклада экспертов, приглашенных ЮНЕСКО

Л. Циновкина, эксперт-аудитор по сертификации персонала, руководитель семинаров и тренингов, международный асессор Европейской Модели EFQM