фото: mvremya.ru
Качество образования в Казахстане переживает не лучшие времена по всем направлениям, несмотря на расходы госбюджета, сообщает Standard.kz.
На развитие образования в РК выделяется немалый объём средств. Из года в год растут расходы госбюджета: так, в 2021-м в эту сферу было направлено 3,7 трлн тг, или 20,5% от общей суммы расходов государственного бюджета, — на 17,2% больше по сравнению с предыдущим годом. В целом за 10 лет было выделено 20 трлн тг, а среднегодовой темп роста в этом периоде составил 15%, пишет ranking.kz.
В 2015 году республика приняла на себя обязательства по достижению Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН до 2030 года, в числе которых Цель 4, которая предполагает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для каждого.
Однако, несмотря на существенные затраты из госбюджета на образование, регулярные заявления профильного министерства, реализацию комплекса системных мер и госпрограмм в секторе, качество образования в стране остаётся на удручающе низком уровне.
Согласно исследованию PISA 2018 года, успеваемость учащихся РК в сравнении в 2012 годом снизилась. Кроме того, средняя оценка была на 100 баллов ниже среднего значения по ОЭСР (это примерно эквивалентно двум с половиной годам обучения в школе). Так, средний балл Казахстана по чтению составил всего 387, в то время как в ОЭСР — 487; по математической грамотности в РК — 423 балла, в ОЭСР — 489; по естественным наукам в РК — 397 балла, в ОЭСР — 489.
Результаты около двух третей учащихся, протестированных в рамках PISA, были ниже порога функциональной грамотности. Выделим и подчеркнём ещё раз:
две трети учащихся РК функционально неграмотны, и это очень, очень серьёзная проблема.
На фоне и без того плачевных показателей в Казахстане в связи с пандемией COVID-19 пришлось закрыть школы и перейти к вынужденному удалённому обучению с использованием онлайн-платформ и телевидения. При этом в РК «коронавирусные» ограничения затронули школы сильнее, чем в других странах ЦА, ЕАЭС, а также в некоторых странах Европы, в том числе в развитых. Так, казахстанские школы в период с февраля 2020 года по июль 2021 года были закрыты на рекордные 11 месяцев и три недели.
О проблемах с качеством образования на всех уровнях обучения писали не раз все СМИ. Причём слабые позиции Казахстана подтверждаются самыми разными рейтингами и аналитиками всего мира на протяжении многих лет.
По прогнозам Всемирного банка, результаты школьников в «постковидный» период лишь ухудшатся, что усилит тенденцию к снижению уровня успеваемости в стране.
Ещё один момент: в отчёте PISA отмечается, что результаты Казахстана ниже ожидаемых, если учесть уровень его финансирования. К примеру, в таких странах, как Молдова, Румыния, Украина, расходы на образование ниже, но его качество — намного выше. Это говорит о низкой эффективности реализации мер и работы Министерства образования и науки РК.
В стране было реализовано множество госпрограмм, которые не улучшили ситуацию в сфере образования. Так, МОН РК реализовало следующие программы:
• Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы;
• Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы;
• Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы;
• программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010–2020 годы;
• концепция обучения в течение всей жизни (непрерывное образование);
• ряд непрофильных госпрограмм, затрагивающих вопросы развития образования.
Ухудшение качества образования в Казахстане подтверждается и исследованием БНС АСПиР РК. В 2021 году удовлетворённость качеством услуг в сфере образования в Казахстане заметно просела. Доля респондентов, полностью удовлетворённых качеством услуг по всем сферам образования (дошкольного, общего среднего, среднего профессионального, высшего и послевузовского), снизилась, а доля недовольных — выросла.
Что касается дополнительного образования, не менее важного для развития детей, чем основное, по сообщению на странице Аружан Саин, Уполномоченной по правам ребёнка в РК, с 1 марта 2022 года Управление культуры, архивов и документации Алматинской области разослало официальное письмо о решении остановить финансирование творческих кружков по госзаказу по всей Алматинской области. «Я возмущена решением руководства Алматинской области о том, что с 1 марта прекращается финансирование занятий детей», — написала Саин.
Особенно грустно, что речь идёт именно об Алматинской области — одной из самых «сельских» и густонаселённых в стране.
Саин говорит о программе подушевого финансирования в рамках закона, согласно которому каждый ребенок может посещать до двух спортивных секций или творческих кружков бесплатно — по крайней мере теоретически. Операторами программы выступают акиматы в регионах, работает специальный портал artsport.edu.kz.
Практически же, по словам детского омбудсмена, « в последнее время мы видим активное сопротивление реализации данной реформы во всех регионах Казахстана».
Напомним, Касым-Жомарт Токаев, говоря об уроках «трагического января», отметил, что повышение доступа к качественному образованию является сегодня безусловным приоритетом. Отдельно президент выделил культурную, образовательную составляющую развития, так как образованные граждане более конкурентны в масштабах страны и имеют больше шансов на успех и достойную жизнь.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через