фото: potreb33.ru
По данным* приложения Kaspersky Who Calls, доля пользователей в Казахстане, получавших спам-звонки, в январе–ноябре 2023 года составила 76,2%. При этом около трети (30,3%) — столкнулись с мошенниками.
Количество таких звонков росло в течение всего года. Если в первом полугодии со спамом столкнулись 74,7%, то во втором — уже 85,8%. Ещё заметнее активизировались мошенники. Доля пользователей, которые получали от них звонки, выросла с 23,2% до 42%.
Согласно отзывам** в этом году мошенники стали чаще звонить якобы от имени сотрудников банков — это одна из самых популярных схем. Обычно пользователю сообщают о проблеме, например подозрительной активности по счёту. В ходе разговора злоумышленники пытаются выманить данные его банковской карты, пароли, пин-коды и другую информацию. Также они могут попросить перевести деньги якобы на безопасный счёт.
В целом мошенники использовали уже проверенные схемы, которые часто встречались и в прошлом году. Среди них — звонки якобы от сотрудников правоохранительных органов. Злоумышленники могут, например, убеждать человека посодействовать следствию, и в ходе разговора пытаться выманить его персональную информацию или данные банковской карты.
Другая популярная схема — звонки якобы о выигрыше приза. Часто пользователям сообщают, что им достался автомобиль.
Далее их перенаправляют на фишинговый сайт, где нужно ввести свои данные. В итоге они оказываются в руках злоумышленников. Мошенники могут также попросить оплатить небольшую комиссию за оформление получение приза.
По-прежнему распространены звонки с сайтов объявлений. К пользователю обращается сотрудник якобы некой легальной организации и предлагает выкупить его товар, а деньги — перевести на карту. После его также перенаправляют на поддельный сайт и просят заполнить необходимые поля. В том числе — данные банковской карты, пин-коды и другие сведения, которые потом можно использовать для кражи денег со счёта.
«Телефонное мошенничество остаётся одной из главных киберугроз, причём не только в Казахстане, но и других странах. Рост подобных случаев говорит о том, что схемы злоумышленников по-прежнему работают достаточно эффективно, и пользователи продолжают попадаться на их удочку. При этом в последнее время они стали звонить не только традиционным способом, но и через мессенджеры, что даёт ещё больше возможностей для мошенничества. Важно отметить, что злоумышленники адаптируют свои схемы под актуальную повестку — например, в связи с новогодними праздниками. Поэтому в конце года пользователям нужно быть ещё бдительнее», — комментирует Валерий Зубанов, управляющий директор Лаборатории Касперского в Казахстане, Средней Азии и Монголии.
Чтобы защититься от телефонного мошенничества, эксперты Лаборатории Касперского рекомендуют:
- не сообщать никому по телефону конфиденциальную информацию, в том числе логины и пароли от учётных записей, коды из СМС и push-уведомлений, данные банковской карты, пин-коды;
- осторожно относиться к просьбам выполнить что-то срочно - это один из главных признаков мошенничества. Даже если речь идёт о важном деле, лучше перепроверить информацию, например лично обратиться в отделение банка. Стоит также насторожиться, если на вас оказывают эмоциональное давление, запугивают;
- не переходить по подозрительным ссылкам из электронной почты, сообщениям в мессенджерах и СМС;
- использовать надёжное решение для защиты от нежелательных звонков, такое как KasperskyWho Calls. Во время звонка пользователь видит, откуда ему звонят: например, из сервиса такси или доставки еды. Приложение также предупреждает о возможном спаме, мошенничестве и навязчивой рекламе — такие звонки можно блокировать автоматически. Эти данные оно получает с помощью алгоритмов машинного обучения и отзывов пользователей. Также человек может сам вносить в базу нежелательные номера. При этом Kaspersky Who Calls не запрашивает конфиденциальные данные, например, номер телефона и список контактов.
* Данные получены с помощью анонимизированной статистики приложения Kaspersky Who Calls за январь–ноябрь 2023 года.
** Данные получены с помощью анонимизированных отзывов (жалоб) среди пользователей, которые самостоятельно добавляли подозрительные номера в базу данных приложения Kaspersky Who Calls в январе–ноябре 2023 года.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через