Что такое утильсбор и сколько мы переплачиваем за новые машины
Утилизационный сбор на автомобили был введен в России в 2012 году: при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) от России потребовали снизить ввозные таможенные пошлины на автомобили — и утильсбор выступил компенсатором недополученных казной денег.
По введенным тогда правилам при ввозе автомобиля импортер должен заплатить фиксированный сбор. Базовая ставка для легковых автомобилей изначально составила 20 тысяч рублей, для грузовиков — 150 тысяч. Эта сумма умножалась на различные коэффициенты, зависящие от возраста машины, мощности двигателя, массы и других характеристик.
Российских производителей автомобилей от утилизационного сбора первоначально освободили, обязав создать инфраструктуру по утилизации выбывших из эксплуатации транспортных средств, но спустя несколько лет обложили утильсбором и их, но при этом ввели различные денежные компенсации.
Сборы за утилизацию с тех пор несколько раз увеличивались и сегодня доходят до 20% от общего объема автомобильного рынка в России, выраженного в деньгах!
Еще 20% стоимости добавляет НДС, около 10% составляют другие налоги и сборы — в итоге мы покупаем автомобили в два раза дороже, чем их реальная стоимость: половину составляют налоги и сборы. Есть планы еще выше поднять ставки утильсбора, что приведет к очередному подорожанию автомобилей на 10–12%.
Соответственно дорожают и новые авто у государств-членов ЕАЭС
Где деньги?
Если я заплатил сбор за утилизацию, но захочу утилизировать свой автомобиль за свой счет, мне вернут эти деньги? Нет, не вернут.
Хотя вопрос абсолютно справедливый. По своему юридическому смыслу утилизационный сбор — целевой и должен быть возвратным, направленным на утилизацию старых автомобилей и обновление автопарка страны. Но на практике эти деньги никому из автомобилистов не возвращают, а расходуют на какие-то другие цели. В этом и состоит основная проблема и правовая коллизия утильсбора.
Те, кто владеет 30‑летними Жигулями, не могут купить автомобиль за миллион. И даже за полмиллиона. Да и куда девать старый, ржавый, рассыпающийся? Его никто не купит, а утилизировать за свой счет и так финансы не позволяют. Вот и ездят на таких таратайках до момента, когда машина умрет своей смертью, — тогда уж на металлолом.
Пока миллиарды государственных денег переходят из рук в руки, средний возраст автомобиля в России приблизился к 14 годам — и продолжает расти.
Государство же субсидирует не владельцев таких автомобилей, а крупный бизнес: производителей и дилерскую сеть, которая осваивает выделяемые миллиарды совершенно неэффективно. Так, все программы по поддержке приобретения новых автомобилей вырождаются в увеличение стоимости нового автомобиля ровно на величину государственной субсидии.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через