Управление персоналом – это практическая деятельность, которая направлена на обеспечение предприятия квалифицированным персоналом, способным качественно выполнять возложенные на него трудовые функции, и оптимальное использование кадрами.
Управление персоналом является одной из основных составных частей современного менеджмента.
Сферы деятельности и управление персоналом
К сферам деятельности управление персоналом относится осуществление следующих функций:
-
поиск и адаптация персонала. Адаптация - это процесс вхождения новых сотрудников в трудовой коллектив и ознакомление их со спецификой работы предприятия;
-
оперативная работа с персоналом, которая заключается в обучении и развитии персонала, проведении оперативной оценки персонала, организации труда работников и мотивации сотрудников;
-
стратегическая работа с персоналом.
Задачи управления персоналом
Управления персоналом решает следующие задачи:
-
выработка общей стратегии;
-
выявление необходимости предприятия в квалифицированных работниках с учетом существующего кадрового состава;
-
составление штатного расписания и разработка должностных инструкций для сотрудников организации;
-
осуществление действий по подбору персонала и формированию трудового коллектива работников;
-
создание резерва предстоящих руководителей для обеспечения преемственности, а также осуществление мер по снижению риска потерь кадров;
-
построение и организация работ, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда;
-
управление затратами на персонал;
-
проведение анализа качества выполняемой работы сотрудниками;
-
разработка и внедрение программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников организации;
-
разработка критериев, методики и оценки персонала для аттестации сотрудников организации;
-
разработка системы продвижения по службе (управление карьерой работника);
-
осуществление мер по высвобождению персонала;
-
осуществление мер по мотивации работников предприятия, к которым относятся: повышение заработной платы, выплата премий, предоставление различных льгот, возможность продвижения по службе.
Принципы управление персоналом
Управление персоналом основывается на следующих принципах:
-
Принцип подбора работников по деловым и личным качествам.
-
Принцип преемственности. Сочетание в трудовом коллективе молодых сотрудников и опытных специалистов.
-
Принцип соответствия. Порученная работа должна соответствовать возможностям и способностям исполнителя.
-
Принцип повышения квалификации.
-
Принцип замещения отсутствующего работника.
-
Принцип должностного и профессионального продвижения работников на основе использования обоснованных критериев оценки их деятельности и обеспечения условий для постоянного карьерного роста.
-
Принцип сочетания доверия к сотрудникам и контроля исполнения работниками своих трудовых обязанностей.
-
Принцип открытого соревнования между работниками, которые претендуют на руководящие должности.
-
Принцип правовой защищенности. Все управленческие и кадровые решения должны приниматься на основе действующего трудового законодательства.
Методы управления персоналом
На практике выделяют три группы методов управления персоналом организации:
-
экономические методы;
-
административные или организационно-распорядительные методы;
-
социально-психологические методы.
Необходимо отметить, что управление персоналом - это комплекс методов воздействия на работников организации с целью достижения успеха компании и ее эффективного функционирования.
Экономические методы
К экономическим методам относятся все методы материальной стимуляции работников организации, к которым относятся:
-
участие работников в распределении прибыли предприятия;
-
система поощрений в виде повышения заработной платы, выплаты премий за качество труда и его эффективность;
-
элементы социального обеспечения работников предприятия, такие как: оплата питания сотрудникам организации, предоставление медицинской страховки, оплата проезда на общественном транспорте;
-
система наказаний в виде вычетов из заработной платы сотрудников организации и начисления штрафов.
Административные или организационно-распорядительные методы
Административные или организационно-распорядительные методы основаны прежде всего на применении руководством предприятия власти, принуждения и использовании нормативных актов в области трудового законодательства.
Административные методы реализуются в виде издания приказов, распоряжений или указаний, которые направлены на необходимость соблюдения трудовой дисциплины и предусматривают ответственность за допущенные нарушения.
Административные методы отличаются прямым характером воздействия. То есть любой приказ или распоряжение руководства организации должны быть обязательно исполнены.
Социально-психологические методы
Социально-психологические методы воздействия на интересы личности или коллектива основаны на законах психологии и социологии.
Результатом применения социально-психологических методов является сведение к минимуму проявления личностных конфликтов в трудовом коллективе.
Кроме этого, при помощи социально-психологических методов можно формировать корпоративную культуру и управлять карьерой каждого сотрудника.
Социологические методы управления персоналом позволяют выявить неформальных лидеров, определить место каждого сотрудника в рабочем коллективе и эффективно решать любые производственные конфликты между работниками организации.
Заключение
Главной задачей управления персоналом является наиболее эффективное использование трудовых ресурсов.
Основные функции системы управления персоналом организации: кадровое планирование, адаптация, аттестация, мотивация, оценка, обучение персонала.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через