Шымкент – город с миллионом экологических проблем

Шымкент – город с миллионом экологических проблем

Шымкент – город с миллионом экологических проблем

https://vera.kz/shymkent-gorod-s-millionom-ekologicheskix-problem/
 
 
 
 
 

Изобилие кафе и ресторанов с низкими ценами на отменный шашлык. Базары, на которых прилавки ломятся от привозных фруктов, овощей и сухофруктов. Элитные многоэтажки с красивыми фасадами вдоль центральных улиц Шымкента. Клумбы, которые весной усыпаны тюльпанами, а в другое время года – розами или однолетними петуньями. Таким Шымкент видят гости города. На первый взгляд в городе нет и быть не может никаких экологических неприятностей. Но это только на первый взгляд, разводят руками горожане.

Деревья – на дрова.

История о том, что Шымкент – зеленый город, уже давно стала мифом. С завидной регулярностью социальные сети сотрясают скандалы из-за вырубки или обрезки деревьев. Манера обрезать кроны деревьев зимой или летом уже набила горожанам оскомину, но шымкентцы продолжают критиковать за это коммунальщиков, выкладывать в соцсети фотографии и безответно взывать к мудрости власти имущих. Параллельно с этим горожане не теряют надежду отстоять деревца, которые стоят на пути потенциальных тротуаров и велодорожек. Массовый ремонт дорог и строительство зон для пешеходов и велосипедистов будто развязали руки борцам с деревьями. В этом году шымкентские укладчики асфальта придумали «ноу-хау» – они бетонируют и корни деревьев, правда, горожане так и не могут понять, зачем.

«Где бетон касается края корневищ, дерево начинает задыхаться. Это ему мешает расти, дышать. Дерево пытается все это обойти и там кора нарастает поверх этого бетона, но в конце концов, подкашивается и умирает. Там нужно делать решетки металлические вокруг деревьев. Так делается во многих странах. Дереву вокруг нее остается сантиметров 5-10 и это позволит ему много лет расти. Дерево медленно растет в ширину и это помогло бы», – говорит президент природоохранного фонда «Экооко» Константин Подушкин. 

Константин Подушкин недоумевает, почему за годы независимости никто из шымкентских градоначальников не подумал о том, что нужно создать единые правила ухода за деревьями. Такой документ есть во многих крупных городах и он регламентирует сроки обрезки деревьев, сроки посадки саженцев и многое другое. Несколько лет назад, говорит эколог, шымкентские чиновники проект такого документа на сайт загрузили, правда, полностью позаимствовали его у столичных коллег, а потому многие пункты никак не подходили Шымкенту по климату. Необходимо создать в Шымкенте реестр старых деревьев, а сами такие насаждения взять под охрану государства.

«У нас во дворе дерево, которое можно считать самым старым в Шымкенте. Это огромное дерево, его не могут охватить несколько человек и, по сути дела, на нем должна быть табличка, что дерево охраняется государством. Такие деревья большая ценность в нашем городе. Ему дереву ни одна сотня лет, и оно живо до сих пор. Эта шелковица стоит здесь с тех времен, когда была здесь махаля, когда были сады. Это единственное дерево, которое уцелело с давних времен», – говорит Константин Подушкин.

Уцелеть дереву в Шымкенте не просто. Мало того, что нужно не попасться на глаза «лесорубам», так еще и пережить жаркое лето. В советские годы ирригационная система в городе и в центре, и в спальных районах, была выстроена так, что вода в арыках являлась поливной и для дубов, и для чинар, и для карагачей, и для акации. В лотках всегда были отверстия для воды. Современные же лотки – литые и могут служить только как ливнестоки. Руководитель природоохранного фонда считает, что такая аховая ситуация лишь потому, что в акимате нет людей с экологическим мышлением.

Вода уже не источник жизни

 

 

Спасать от засухи город в древние времена приходилось речке Кошкар-ата. Она бежит прямо в полукилометре от городища. В советские годы эта речка была купалкой для детворы и подспорьем для огородников. Они находили способ отвести воду в канал для полива. Правда, в последние пару десятилетий речка не только обмельчала, но и превратилась в кладезь мусора и пластиковых бутылок. У так называемых источников речки власти Шымкента несколько лет назад провели реконструкцию. Отделали камнем берега, благоустроили набережную, вычистили русло – создали все условия для купания и отдыха горожан. Правда, сделали это только на паре километрах, говорит Константин Подушкин. Остальное русло, длина которого 15 км, никого не интересует.

«Глядя на Кошкар-ату, сердце кровью обливается. Вот один километр из года в год и делают. А дальше все, как отрезано. Речка загажена, она не чистилась уже десятки лет. Речка страшно обмелела. Там по колено грязи, баклажек и прочей гадости. У нас сотни бездельников сидят в природоохранных ведомствах. Они просиживают штаны и пишут отчеты. Вот их бы всех выгнать на Кошкар-ату и объяснить, что должна быть природоохранная зона, чтобы можно было к речке подходить. А у нас ситуация, вообще, аховая. У нас эта зона до сих пор не определена. По идее в городе достаточно и 5 метров сделать, чтобы был проход и доступ к очистке воды», – возмущается защитник природы Константин Подушкин.

Доступ к воде крайне важен, ведь если взять «опыт» Старого города, то заборы жители ставили едва ли не на воде. Все это не позволяло много лет почистить русло реки. Удалось это сделать только тогда, когда велением акима области Туймебаева и городского градоначальника Сауранбаева, решено было благоустроить набережную. Тогда то чиновники и увидели, что русло реки превратилось в мусорку.

Мусорные свалки – как ветряные мельницы

 

 

Шымкентцы могут превратить в мусорку, похоже, все, что угодно. Горожане лихо организовывают стихийные свалки, а департамент экологии Шымкента эти свалки постоянно ищет, ликвидирует и выписывает штрафы нарушителям. Причем среди тех, кто любит оставлять отходы в неожиданных местах и жители города, и магазины, и крупные предприятия.

«Выявлено 88 стихийных свалок. 75 из них мы утилизировали. Работы все еще продолжаются. Мы открыли «горячую линию», чтобы жители города сообщали информацию о появлении стихийных свалок. Просим присылать фотографии и адреса. По этой «горячей линии» поступило 63 обращения, 62 из них устранили», – сообщил руководитель департамента экологии по г. Шымкенту Уразгали Егембердиев.

Борьба со стихийными мусорками будет похожа на борьбу с ветровыми мельницами до тех пор, пока не изменить сознание горожан, считает руководитель природоохранного фонда Константин Подушкин. Он уверен, исправить ситуацию можно будет только в том случае, если экологическую культуру прививать детям со школы. Сейчас же в учебной программе лишь пара часов об экологической грамотности.

«После таких занятий с детьми нужно идти на улицу и очищать арыки от мусора. Знания нужно таким образом закрепить, чтобы дети поняли, почему нельзя выбрасывать этикетки. В следующий раз ребенок будет говорить папе, который соберется выбрасывать бумажку из окна машины, что так делать нельзя. Через детей нужно действовать на родителей», – говорит Константин Подушкин.

Ввести такой предмет в учебную программу почти невозможно, уж, слишком много согласований на высоком уровне должно пройти, и защитник природы это прекрасно понимает. Но говорит, что ведь никто не отменял факультативы, а карантинные времена – отличная возможность продумать план действий.

Воздух, которым лучше не дышать?

В этом году как никогда жители Шымкента возмущались качеством воздуха. Социальные сети буквально разрывались от сообщений о том, что в том или ином районе подозрительный запах. Эксперты лаборатории шымкентского городского отделения филиала «Национального центра экспертизы» вынуждены были выезжать 13 раз, чтобы проверить жалобы горожан. 

«За 10 месяцев этого года в департамент комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг поступило 13 жалоб на запах в атмосферном воздухе, особенно в утренние часы. В Енбекшинском районе поступило 10 жалоб. Это от жителей Новостройки. Все улицы расположены в свободной экономической зоне «Онтустык». Одна жалоба поступила от жителей Каратауского района, их дома расположены в жилом массиве Тассай. 2 жалобы поступило от жителей Аль-Фарабийского района, которые проживали в районе площади Аль-Фараби», – рассказали в ДКБТУ

В подозрительные запахи, которые травят горожан, не верит и руководитель природоохранного фонда «Экооко» Константин Подушкин. Говорит, что в городе не осталось предприятий, которые могли бы делать ночные вредные выбросы.

Между тем, в департаменте экологии говорят, что в Шымкенте все же есть предприятия, которые обеспечивают город вредными выбросами и отходами. В этом году было поступило 3 заявки на получение разрешений на эмиссии. Одну из них в департаменте экологии признали неприемлемой.

«По городу за 2020 год разрешенный объем эмиссий по выбросам составляет 59 тыс тонн. В первом полугодии фактические выбросы составили 15 тыс тонн. Лимит размещения отходов – 837 тыс тонн, а фактическое размещение составляет 69 тыс тонн. По сравнению с 2018 годом, выбросы от стационарных источников по Шымкенту снижаются. Если в 2018 году они составили 33412,5 тонн, то в прошлом году 29793,5 тонн в год», – сообщил руководитель департамента экологии по г. Шымкенту Уразгали Егембердиев.

Правда, снижается и поступление платежей за эмиссии. К примеру, в прошлом году должно было поступить 903,345 млн тенге, а поступило 930 млн тенге. В этом году планируемый объем платежей 975 619 млн тенге. За 8 месяцев поступило пока 623,095 млн тенге. В этом году сотрудники департамента экологии провели 34 проверки. В качестве результата – наложенные 309 штрафов. Нарушители должны выплатить в общей сложности 14 млн тенге, причем почти все они уже взысканы.

«В ходе профилактического осмотра в отношении ТОО «Шымкент-Смелтинг» при проведении исследования было выявлено превышение предельно допустимых норм расходов и превышения летучих веществ. Согласованный ущерб окружающей среде составил 412 млн тенге. Далее, в населенном пункте Тогыс управление энергетики и коммунального хозяйства города Шымкента нанесло ущерб от несанкционированного сброса канализационных вод в окружающую среду, сумму ущерба составила 16 млн тенге», – сообщил руководитель департамента экологии по г. Шымкенту Уразгали Егембердиев.

В этом году шымкентским экологам удалось снизить выбросы в атмосферный воздух. К примеру, АО «Химфарм», АО «Шымкентцемент», АО «3-Энергоорталык» вносят изменения в проектные материалы. А «3-Энергоорталык» снижает выбросы с 5000  тонн до 3800 тонн. А ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» снизил выбросы уже в прошлом году на 4829 тонн в год. То есть если раньше объем выбросов составлял 27810 тонн, то теперь 22 990 тонн в год. Добиться снижения эмиссий в окружающую среду предприятию удалось после строительства новых технологических установок.

«Запуск установки изомеризации позволил выпускать топливо классов К4 и К5. При его использовании сокращаются в атмосферу выбросы сернистого ангидрида в атмосферу. Установка каталитического крекинга тяжелых остатков позволяет снижать содержание твердых частиц в выбросах. Запуск установки производства серы направлен на утилизацию кислых газов, которые ранее сжигались на факеле. Теперь выбросы серы в атмосферу сократились на 21%. Установка тактового налива нефтепродуктов улавливает пары бензина, образующиеся при наливе вагон-цистерн, и возвращает их назад в систему. Это позволило сократить количество выбросов легколетучих углеводородов в атмосферу при наливе», – сообщили в компании ТОО «Петро Казахстан Ойл Продактс».

Крайне важно решить в городе проблему со шлаком бывшего свинцового и бывшего фосфорного заводов. Отходы свинцового завода составляют 1,89 млн тонн. Еще в 2018 году по договору купли-продажи их собственником стал ТОО «Центркоммерцснаб». В данное время на заводе идет строительство предприятия по переработке отходов, которые пролежали более 70 лет. Напомню, по данным исследований в пробах почвы, которые взяли на детских игровых площадках, расположенных рядом с заводом, содержание свинца превышает допустимую норму. Объем отходов бывшего фосфорного завода, на месте которого расположена индустриальная зона составляет 2397 млн тонн. Забрать эти отходы собиралось ТОО «Ферросплав-Тараз». Договор об этом компания подписала в феврале 2012 года. Правда, с тех пор ничего не сделали.  Теперь департамент экологии направит письма о расторжении договора купли-продажи за неисполнение договорных обязательств.

Источник http://www.matritca.kz/