Швейцария - небольшая страна в Альпах, суверенное государство четырех равноправных народов, создавших Швейцарскую Конфедерацию. Расположена она на стыке сразу трех Европ – западной, центральной и южной. Может быть, именно этот факт привел к тому, что Швейцарии реально есть чем похвастаться! Когда любой, достаточно образованный человек произносит название этой страны, у него возникают совершенно определенные ассоциации:
- политический и военный нейтралитет и неизменные штаб-квартиры международных организаций;
- экологическая чистота и великолепные, величественные альпийские пейзажи;
- самые точные, дорогие, эталонные часы в мире и самые прочные, острые ножи;
- самые стабильные и непотопляемые банки, лучшие сыры;
- уникальные альпийские курорты с их горнолыжными трассами и много чего еще.
Согласитесь, редкая страна мира может предложить столько символов и ассоциаций! Однако ни банки, ни сыры, ни ножи, ни лыжи не были изобретены именно швейцарцами. Все это они довели до совершенства, кто с этим не согласится? Истинная гордость страны и ее достояние – швейцарский шоколад
Шоколадная индустрия Швейцарии
Швейцария сегодня - одна из крупнейших стран-производителей самых разных видов сладкого лакомства. В этой промышленности страны занято чуть менее 5000 человек, а годовой доход отрасли достигает почти 2 млрд швейцарских франков. Никто не пытается экономить на символе страны: в продукте очень высок процент содержания какао-масла, что делает его нежнейшим среди аналогов!
Для приготовления лакомства выписывают какао-бобы высшего качества, которые импортируются из Эквадора, Ганны, Венесуэлы, с Мадагаскара. | Для молочного типа продукции поставляют молоко от коров, пасущихся на высокогорных альпийских лугах, и это добавляет особые вкусовые нотки. |
В небольшой и многоликой стране впервые изобрели рецептуру и технологию производства лакомства, перевернувшего все прежние представления о шоколаде, покорившего весь мир, ставшего предметом национальной гордости! Все, что производили из какао-бобов ранее, не имело ничего общего с изобретением швейцарцев.
История швейцарского шоколада
Шоколад производят из какао-бобов, и это известно даже дошкольникам. Выращивать их начали примерно за 6 веков до нашей эры. Славились этим племена майя, цивилизации Мезоамерики, известной своей письменностью, искусством, архитектурой, математической и астрономической системами.
Современный мир обязан племенам и шоколадом! Именно майя первыми культивировали растение, получили с плантаций плоды для напитка xocolatl или cacahuatl, что в переводе условно можно обозначить как «шоколад», ибо происходит название в языке мексиканских индейцев от сочетания choco («пена») и atl («вода»).
В Европу рецепт напитка майя был завезен в 30-е годы XVI века. Пряный напиток, в основе которого были не только какао-бобы, но также перец-чили, мед, ваниль, пришелся по вкусу сначала испанцам. Завез его в эту страну известный повеса, щеголь, скандалист и одновременно конкистадор Эрнан Кортес (Hernán Cortés). Постепенно cacahuatl просочился и на остальную территорию континента, но по вкусу он своей пряностью не пришелся европейцам.
- В начале XVII века дочь испанского короля вышла замуж за короля Франции Людовика XIII. Именно она предложила внести некоторые изменения в напиток, сделав его более сладким. Таким образом, Франция оказалась у истоков популярности шоколада, создав некий прототип.
- В Швейцарию напиток пришел одновременно со всей Европой, но лишь в следующем веке появился первый изобретатель, которого можно смело называть «шоколатье». Им стал Франсуа-Луи Кайе (François-Louis Cailler). Он разработал рецептуру и открыл производство продукта из какао-бобов.
- В 1819 году Кайе механизировал свои линии, зарегистрировал марку Cailler и наладил в коммуне Корсьер (Corsier), неподалеку от Веве/Вевье (Vevey, франкоязычный кантон Во/Vaud) между Лозанной и Монтрё собственное производства. Местечко стало родиной Нестле.
В Веве и других регионах франкоязычной Швейцарии в XIX столетии стали появляться все новые и новые заводы по производству шоколадной продукции. Еще одной плодовитой родиной многих марок оказалась долина реки Бренно (италлоязычный кантон Тичино/ Ticino). Там тоже открывались фабрики. Автоматизация сделала продукцию доступной для всего народа.
Факт шоколадного бума в стране эффектно запечатлел на своем всемирно известном полотне «Прекрасная шоколадница» (La Belle Chocolatière/Das Schokoladenmädchen) мастер пастели и поклонник красивых женщин Жан-Этьен Лиотар (Jean-Étienne Liotard).
Среди ведущих представителей шоколадной индустрии Швейцарии стоит отметить такие имена, как:
- Шон-Сэмюэль Фаваргер (Shawn-Samuel Favarger, фабрика «Favarger» в Женеве);
- Давид Шпрюнгли-Шварц (David Sprüngli-Schwarz, фабрика в Цюрихе) и его сын Рудольф Шпрюнгли-Амман (Rudolf Sprüngli-Ammann), будущие создатели бренда Lindt, появившегося после слияния с фабрикой из Берна (United Bern and Zurich Lindt & Sprungli Chocolate Factory Ltd), и легендарной линейки Lindor;
- Акеллино Маэстрани (Aquilino Maestrani, фабрика в Люцерне),
- Иоган Георг Мюнц (Johann Georg Müntz, фабрика в Флавиле);
- Шон Тоблер (Shaun Tobler, фабрика в Берне, где налажен выпуск Toblerone);
- Шарль-Амадей Коллер (Charles Amadeus Koller, фабрика в Лозанне).
Среди отцов-основателей был и Филипп Сушард (Philippe Suchard), который впоследствии стал создателем марки Milka. Он же известен как первый швейцарец, наладивший производство шоколада за границей. XIX и XX века стали победоносным для шоколадной индустрии Швейцарии.
- В 1830 году Шарль-Амадей Колер впервые добавил в шоколад лесные орехи.
- Некоторое время Даниэль Петер (Daniel Peter) после длительных изысканий и экспериментов получил первый в мире молочный шоколад, добавив в какао-массу сухое молоко.
- Анри Нестле в дальнейшем поставил производство такого продукта на поток.
- Еще позже Рудольф Линдт изобрел свой легендарный аппарат для конширования - процедуры вымешивания шоколадной массы при высоких температурах. С этого момента у продукта появилась однородная текстура, была исключена вода, шоколад стал, что называется, таять во рту.
- В 1930 году компания «Нестле», как утверждают историки, по счастливой случайности изобрела «белый шоколад». Преследуя цель утилизировать излишки какао-масла, изготовители получили удивительный новый продукт, покоривший весь мир.
Швейцарцы сказали не одно веское слово в производстве шоколада. Больше всего они известны, конечно, изобретением «коше» (миксер для смешивания и взбивания какао-порошка с сахаром) и способа подогрева шоколадной массы, позволяющей устранить кристаллизацию, сделать массу однородной.
Разумеется, множество разнообразных технических новинок принадлежит таким странам, как Бельгия, Англия, Франция, Испания. Свои технологии есть у России. | При этом за обучением на шоколатье и кондитера представители индустрии разных стран мира предпочитают отправляться сегодня именно в Швейцарию. |
Это обучение искусству, традициям. Кто как не швейцарцы дадут истинные знания всем стремящимся стать такими же мастерами? При этом составы и способы приготовления каждого вида изысканного продукта производители держат в строжайшем секрете, охраняют, как военный объект.
Целых два столетия мастера небольшой альпийской страны оттачивали технологии, доводили до совершенства рецептуры сладких лакомств, чтобы они приобрели тот самый уникальный вкус, которым славится швейцарский продукт. Основа основ по-прежнему остается достоянием Швейцарии
Какой шоколад любят сами швейцарцы
Государство уделяет повышенное внимание современному развитию кондитерской отрасли, производству и продажам всевозможных сладостей, созданных на основе какао-бобов. Швейцарский шоколад продают повсюду – в мелких частных лавочках, в магазинах у дома, супермаркетах, на заправках.
Население страны от мала до велика с удовольствием потребляет продукцию своего производства и не признает чужую. Хотя следует признать, что поставки импортных изделий ведутся достаточно активно. Ситуация скорее связана с предпочтениями гостей страны, и это не только туристы, но также политики, представители шоу-бизнеса и другие публичные и менее заметные персоны.
По статистике, основанной на общих объемах продаж, в среднем швейцарец съедает до 11-12 кг шоколада в год. Немец, для примера, потребляет до 11,5 кг. Сколько на самом деле лакомства едят швейцарцы, точно никто не определит, но они считаются основными потребителями. | Доподлинно известно, что предпочтение жители страны отдают молочному шоколаду. На его долю потребления приходится до 70%. Из оставшихся 30% лишь пять приходится на белый шоколад. Остальное – черный, а ведь он считается полезнее прочих, но о вкусах не спорят! |
Хотя швейцарцы остаются признанными шоколадными гурманами, экспорт продукта превышает в 2 раза потребление внутри страны. Жители свято чтят свои традиции, но при этом не чужды экспериментов, особенно если речь идет о привлечении туристов. Например, в одном из небольших магазинчиков Женевы вам предложат совершенно уникальный продукт… с привкусом гавайских сигар!
В Швейцарии изобрели рубиновый деликатес без искусственных красителей. Его представила компания Barry Callebaut. Новинка наделена удивительными ягодными вкусами, розовым оттенком, сочной гладкостью. В результате к трем основным типам шоколада (молочный, белый, черный) добавился рубиновый!
Следует отметить, что новый вид появился в 2018 году - впервые почти за век всеобщих поисков и экспериментов! Последний раз мир удивили в 30-е годы прошлого столетия, явив белый сорт.
Дополнительной популяризацией швейцарского шоколада занимаются специализированные музеи. Их довольно много, и работают они по всей стране. Каждый регион, город и небольшой населенный пункт считает своим долгом представить гостям и жителям как можно большее число уникальных экспонатов, рассказать об изобретениях в сфере производства лакомств, истории развития искусства их создания.
Разновидности швейцарского шоколада
Согласно привычному и усовершенствованному делению сладкой швейцарской продукции из какао-бобов, шоколад бывает:
- черным (горьким, содержание тертого какао от 70% и более);
- темным (этот тип можно выделить, скорее, как толерантный по содержанию от 55% тертого какао);
- молочным;
- белым;
- рубиновым (трендовая новинка).
В Швейцарии совершенно четко весь шоколад также распределяют на 2 неравноценные по объему группы. Речь идет о:
- дорогостоящем (и действительно стоящем) шоколаде премиум-класса, элитном, ручной работы;
- фабричном, который рассчитан на более массовую аудиторию.
Последний дешевле за счет технологий, но это не портит вкус продукта: страна никогда, даже при массовом производстве, не позволит дискредитировать один из своих ведущих символов. Тем не менее, ценители предпочитают выбирать именно премиум-марки.
Все-таки руки мастеров играют свою роль в гармонии вкусов и наслаждений. Как и любое искусство, это требует особого к себе отношения!
Марки премиум шоколада
В Швейцарии много производителей, но выделяется несколько ведущих марок шоколада категории «премиум». Интересно, что основная масса потребителей редко уделяет внимание этому параметру, поэтому далеко не все бренды на слуху, а вот профессионалы и гурманы прекрасно понимают разницу и особенности продукции. Они также понимают, что такой швейцарский шоколад не может стоить дешево, но готовы платить за наслаждение вкусом и ароматом.
Läderach («Лэдерах»)
Производитель существует с 1962 года. Это не самый большой период деятельности, но за него фирма успела выйти в лидеры по производству элитного шоколада. В швейцарских магазинах продукцию Läderach предлагают на вес. Купить можно по 800 г, 1,6 кг и 3,5 кг.
Фирменная упаковка - деревянные коробочки. Покупатель может провести дегустацию, а затем выбрать понравившийся шоколад, отломив от плиток кусочки нужного размера. Помимо собственно шоколада фабрика производит и другие лакомства – облитый жареный миндаль, малину, ежевику, суфле с цукатами.
Villars («Вилларс»)
Выпускает продукцию с самого начала XX века, по традиционным рецептам, из лучших какао бобов, местного коровьего молока из региона Фрибур, который считается одним из лучших среди молочных, других особых ингредиентов. Все они отличаются высшим качеством.
Помимо чистого шоколада фабрика предлагает плитки с разными наполнителями – цукатами, молотыми кофейными зернами, нугой, миндалем, фундуком, печеньем и пр., включая наполнитель-ассорти. Одно из особых предложений - маленькие конфеты-сердечки по специальному рецепту, которые упакованы в такую же по форме жестяную банку.
Goldkenn («Гольдкенн»)
Фабрика основана в Женеве в 1980 году. Стоит на берегу Женевского озера. С 2011 года перебазировалась в Ле Локле, город Всемирного наследия ЮНЕСКО. Популярная в Швейцарии и за ее пределами элитная торговая марка свою известность получила после выпуска двух уникальных шоколадных серий:
- ликерной (ингредиенты-наполнители - «Jack Daniel’s», «Cointreau Liquor», «Remy Martin», другие коньяки, виски, ликеры и прочие популярные напитки);
- золотой (изделия выпускаются в виде монет, слитков и прочих популярных форм).
Помимо этого фирма производит шоколадные плитки с узнаваемыми видами Швейцарии.
DeLafee («ДеЛаФе»)
Бренд относительно молодой, образован в 2004 году, но уже входит в тройку лидеров страны. Фабрика базируется в Нёвшателе (Neuchatel – «вырезанный из масла»), городе, расположенном на берегу озера Нёвшатель. Это самое большое озеро Швейцарии, находящееся целиком внутри страны. Название предприятия переводится, как «Полученное от феи», и компания старательно оправдывает его.
Основное, что отличает продукцию DeLafee от любой другой – золото. Шоколад покрывают самым настоящим и вполне съедобным (пищевым) золотом. Поверьте, это действительно необычно и очень вкусно, но и достаточно дорого! Помимо шоколада, покрытого золотом, фабрика выпускает посеребренные изделия, а также отдельно пищевую золотую крошку, но по изрядной стоимости.
Carma («Карма»)
Компания действует с 1931 года. Расположена в Цюрихе. На бренд Carma® стоит обратить особое внимание. Под ним налажен выпуск не просто деликатесного, элитного продукта, а специальных товаров Barry Callebaut. Они ориентированы на мастеров, шеф-поваров, и патиссье, а также любителей создавать шоколадные десерты и прочие продукты на собственных кухнях.
Основатель компании, Карл Мантлер (Karl Mantler), поставил задачу выпускать высококачественные и готовые к употреблению продукты, компоненты для облегчения работы кондитеров, которые создают сладкие соусы, желе, мармелады, пирожные и прочее.
Фирма настолько преуспела в сфере производства готовых продуктов для шоколадных, кондитерских изделий и выпечки, что стала образцом для подражания, бессменным лидером, постоянным партнером кондитеров, ориентированных на элитные, креативные десерты.
Некоторое время назад Carma, работавшая ранее только на рынок своей страны, решила выйти за ее пределы. Сегодня ее продукция пользуется невероятным спросом в разных странах мира, включая Россию, и на всех континентах.
Самые известные швейцарские бренды шоколада
Если рассматривать популярный продукт от известных брендов, то отметим всего несколько наиболее востребованных, судя по спросу и статистике продаж, наименований.
Toblerone («Тоблерон»)
Марка по праву считается одной из лучших в мире. Эти известные шоколадные батончики фасуются дольками, внешне похожими на пирамидки. В основе идеи - культовая гора Маттерхорн, знаменитая альпийская вершина на границе Швейцарии и Италии, имеющая 4-гранную пирамидальную форму. Гора изображена на упаковке.
Многие путают дату начала выпуска «Тоблерона», называя 1868 год. На самом деле в этом году Жан Тоблер (Jean Tobler) стал владельцем кондитерской лавки в Берне и только начал продавать шоколад и сладости, но не собственного производства. Легендарный «Тоблерон» производится в Швейцарии с 1908 года. Сейчас его производит Kraft Foods под ТМ Mondelēz International.
Lindt («Линдт»)
О марке Lindt (Lindt & Sprüngli AG) уже немного упоминалось выше. Эта швейцарская компания работает с 1845 года, выпускает шоколад и другие кондитерские изделия, имеет целую сеть фирменных магазинов и кафе. Современные производственные мощности перенесены в Германию и Францию.
Одним из наиболее популярных продуктов по праву считается линейка Lindor - конфеты из твердой шоколадной оболочки и мягкой начинки. Обращает на себя также внимание серия Swiss:
- продукт Premium – 300-граммовые плитки с разнообразными наполнителями;
- Original – уникальное предложение, включающее несколько горьких видов шоколада, в том числе, с кайенским перцем, миндалем, морской солью.
Maestrani (Маэстрани)
Шоколад в плитках Maestrani выпускается с 1852 года. Фабрика Maestrani Schweizer Schokoladen AG квалифицируется всеми экспертами как одно из предприятий, формировавших образ и историю шоколадной индустрии страны. Создал ее кондитер и предприниматель Аквилино Маэстрани (Aquilino Maestrani), который буквально был помешан на создании коллекцией высококлассной продукции из какао-бобов.
Среди уникальных продуктов следует отметить созданные с помощью нестандартного сочетания ягодных и пряных наполнителей, например, малины или клубники и перца. Предприятие также выпускает другие изделия с шоколадом в качестве ингредиента - батончики, конфеты, органические сладости.
Рекомендации для тех, кто ценит качество и уровень швейцарского шоколада в России
Конечно, у разных категорий потребителей различаются предпочтения. Швейцария удовлетворяет любые. Вся продукция сегодня доступна в России и странах СНГ, с доставкой в любой регион. Если вы профессионал или любитель создавать необычные десерты, не стоит привязывать себя к готовой продукции, ведь в основе ее, как правило, лежит шоколад Carma («Карма»).
Этот производитель шоколада и кондитерских ингредиентов поставляет через официальное представительство продукцию со всеми необходимыми сертификатами РФ, европейскими сертификатами, а также сертификатами халяль, кошрут. Линейка продуктов «Карма» - это качественный шоколад премиум-сегмента, а также отменные по уровню кондитерские ингредиенты – глазури, сахарная мастика «Тичино» и другие.
На сырье Carma работают все швейцарские небольшие и крупные кондитерские предприятия. Оно позволяет осуществить любые креативные фантазии и эксперименты, создавать нестандартные лакомства, десерты и в России.
Самое привлекательное в бренде – доступная для элитного шоколада стоимость. Она выгодна не только для профессионалов, но и для обычных людей, увлеченных кондитерским делом. Аналогов этому бренду пока не существует, поскольку все остальные швейцарские производители предлагают конечному покупателю только готовый продукт.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через