Стратегия построения СМК в медицинской организации

Стратегия построения СМК в медицинской организации
фото: в свободном доступе

Стратегия построения СМК в медицинской организации

Любая организация имеет систему менеджмента, представляющую собой совокупность организационной структуры, полномочий и ответственности, существующих в ее рамках, процессов деятельности, трудовых, материальных и финансовых ресурсов и т.д. направленных на достижение определенных целей. Цели в области качества дополняют другие цели медицинской организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда, безопасностью и других целей, связанных с деятельностью медицинской организации.

Как показано на рисунке ниже, общий менеджмент медицинской организации включает различные подсистемы менеджмента:

  • Стратегический менеджмент.
  • Менеджмент персонала.
  • Менеджмент качества.
  • Менеджмент финансов.
  • Менеджмент профессиональной безопасности и здоровья.
  • Менеджмент охраны окружающей среды и др.

 Структура общей системы менеджмента медицинской организации

Различные части общей системы менеджмента медицинской организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности медицинской организации.

Понятие «менеджмент качества» охватывает все виды деятельности, способствующие достижению удовлетворительного уровня качества.

При правильном применении менеджмента качества удается:

  • постоянно улучшать качество медицинской услуги,
  • повышать удовлетворенность пациентов,
  • сделать предприятие более конкурентоспособным.

Менеджмент качества учитывает требования различных заинтересованных сторон в силу того, что изменения в обществе, рост понимания роли качества и интернационализация рынков также влияют на организацию. Отсюда вытекают, например, следующие требования:

  • обязанности предприятия, установленные в законах, постановлениях и распоряжениях,
  • охрана окружающей среды,
  • охрана здоровья,
  • безопасность продукции и технологий,
  • сознательное отношение к природным источникам энергии и сырья,
  • предоставление рабочих мест и возможности обучения.

Очевидно, что организация не совсем свободна в своих действиях. Ее целью может и должна быть не только собственная прибыль, ее деятельность должна по возможности носить социально направленный характер и не должна являться источником социальных проблем. Если организация не выполняет эти свои обязательства перед обществом, то это может привести к тяжелым экономическим последствиям.

Учет принятых в обществе ценностей и норм является для медицинской организации не просто жестом, формирующим ее имидж. Деятельность, не наносящая ущерб обществу, является обязанностью медицинской организации, поскольку уважительное отношение к принятым в обществе ценностям и нормам оказывает существенное влияние на экономический успех предприятия. Результаты хозяйственной деятельности предприятия тоже не могут оставаться без внимания, поскольку они являются основным условием его существования. Поэтому менеджмент качества нацелен также и на «долгосрочный коммерческий успех».

Система менеджмента качества упорядочивает и структурирует медицинскую организацию:

  • регламентируя ответственность и полномочия в структуре медицинской организации,
  • устанавливая, каким образом должны осуществляться различные виды деятельности и как они между собой взаимодействуют,
  • определяя, какие финансовые средства, кадры, оборудование, технологии и методики необходимы.

 

 СМК – инструмент для руководства и управления организацией

СМК «задает» требования к построению системы управления результативностью и эффективностью и «следит» за соблюдением принципов их реализации.

Какого-либо запатентованного рецепта при построении и внедрении системы менеджмента качества не существует. Каждая организация должна разработать свою собственную систему менеджмента качества, соответствующую ее потребностям.

До внедрения СМК медицинской организации необходимо выяснить, каким требованиям она должна отвечать. Только после этого можно начинать составлять «план строительства» СМК. Несмотря на то что каждая СМК является индивидуальным произведением, существуют определенные основные элементы, которые должны быть в каждой СМК для того, чтобы она была результативной (обеспечила достижение целей ее создания) (см. рис. ниже).

     Основные элементы системы менеджмента качества

Построение системы качества, которая представляет собой совокупность структур, выполняющих функции управления качеством медицинской услуги установленными методами, подразумевает процесс их разработки и внедрения в деятельности медицинской организации. Решение о создании системы качества принимает руководство медицинской организации под воздействием требований конкретных заказчиков или ситуации на рынках сбыта.

Если вас заинтересовала эта информация, приглашаем вас к сотрудничеству. Мы подготовили для вас тренинги на следующие темы: "Менеджер системы менеджмента качества", "Менеджер экологического менеджмента", "Менеджер системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья "и других направлений.

Предложение!!!

Вы можете пройти обучение дистанционно, в режиме on-line.

Дистанционная форма обучения – возможность получить профессиональные знания и квалификацию, не покидая родного дома. Обучение доступно всем желающим с высшим или средним профессиональным образованием и будет проходить с применением самых современных коммуникационных технологий и с привязкой к деятельности вашей компании.

Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты - руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.

Предложения вы найдете,  пройдя по ссылке: https://standard.kz/ru/projects/seminary-i-treningi.

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, 31000:2020,  Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)