Способны ли казахстанские производители удовлетворить спрос на обувь в стране

Способны ли казахстанские производители удовлетворить спрос на обувь в стране
фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

За январь–декабрь 2023 года в Казахстане произвели 1,8 млн пар обуви (здесь и далее — кроме спортивной, защитной и ортопедической). Это на 3,6% больше, чем годом ранее. Такие данные приводят аналитики Energyprom.kz, которые попытались выяснить, насколько готовы казахстанские производители удовлетворить спрос на обувь в стране, передает портал Качественный Казахстан.

Авторы исследования сообщают, что в региональном разрезе больше всего обуви выпустили в Алматы: 714,6 тыс. пар — на 3,9% меньше, чем за январь–декабрь 2022 года.  В тройке лидеров также оказались Алматинская (372,9 тыс. пар) и Жамбылская (257,9 тыс. пар) области.

«По итогам января–ноября 2023 года казахстанские компании обеспечили спрос (экспорт и реализацию на внутреннем рынке) на обувь всего на 3,7%, против таких же мизерных 4% годом ранее. Местное производство за этот период выросло на 7%,  всего до1,6 млн пар. При этом импорт обуви увеличился на 15,6% за год, до 41,4 млн пар. Тем временем экспорт в секторе был ожидаемо пренебрежительно мал: 612 тыс. пар, против 88,4 тыс. пар годом ранее. Доля от использованных ресурсов — всего 1,4%. Реализация на внутреннем рынке достигла 42,3 млн пар — на 13,8% больше, чем годом ранее», – констатируют аналитики.   

Они также выяснили, что по итогам января текущего года цены на обувь увеличились на 0,6% за месяц и на 12,6% за год.

В месячной динамике мужская обувь подорожала на 0,5%, детская — на 0,6%, женская — на 0,7%.

В годовой динамике мужская обувь выросла в цене на 11,6%, женская — на 12,3%, детская — на 14,3%.

«Как сообщает официальный ресурс премьер-министра РК, после введения обязательной маркировки обувной продукции в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров (ИС МПС) зарегистрировано 3 745 участников, нанесено 90,5 млн кодов. При этом поступление НДС и таможенной пошлины от импортированной обувной продукции в 2021 году составило 7,8 млрд тенге, в 2022 году — 26,4 млрд тенге (рост более чем в три раза, или на 338%), в 2023 году — 30,7 млрд тенге (рост на 16% к 2022 году)», – дополнили авторы исследования.  

Также они сравнили цены на брендовые кроссовки в Казахстане и других странах ближнего и дальнего зарубежья. Согласно их данным, на 9 февраля текущего года одна пара кроссовок для бега Nike среднего класса в Казахстане стоила в среднем 112 долл. США. Среди стран СНГ это одна из самых высоких цен после Армении, где такая пара стоила 123,9 долл. США. РК присвоили 85-е место из 94 в мире. В то же время в России пара таких же кроссовок стоила 80,7 долл. США, на Украине (у Украины в СНГ по целому ряду причин спорный статус) — 81,4 долл. США, в Беларуси — 86,3 долл. США, в Узбекистане — 98,6 долл. США, в Азербайджане — 111,7 долл. США.

«Отметим, что в Казахстане цена была намного выше, чем в ряде развитых стран. Например, в Японии можно было приобрести такую обувь за 57,5 долл. США, в Испании — за 78 долл. США, в Южной Корее — за 81,8 долл. США. Дешевле всего покупка таких кроссовок обходилась в Кении, Бангладеш и Ливии. Самая же высокая стоимость была зафиксирована в Швейцарии: 135 долл. США», – подытожили аналитики.