фото: biografieonline.it
Жан-Жак Руссо – французский писатель и философ эпохи Просвещения, известный своими философскими и педагогическими трудами.
Педагогические идеи Жан-Жака Руссо состояли из советов родителям о необходимости развивать в своём ребёнке стремление и любовь к труду, уважение к себе, чувство независимости и свободы. Нужно перестать потакать и уступать капризам детей, а также отказаться от подчинения ребёнка. Больше же всего философ переживал за возложение ответственности за воспитание на подростка.
Не менее важную роль в воспитании детей, по мнению Руссо, играет труд, который привьёт ребёнку чувство долга и ответственности за свои поступки и в будущем поможет ему зарабатывать деньги на жизнь. Под трудовым образованием Руссо имел в виду нравственное, умственное и физическое развитие человека.
Жан-Жак Руссо считал, что на каждом этапе взросления нужно обязательно развивать в ребёнке что-то конкретное: до двух лет – это физическое развитие, от 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 лет – умственное и от 15 до 18 – развитие нравственное. Перед родителями стоит основная задача, заключающаяся в том, чтобы оставаться сдержанными и настойчивыми, но категорически нельзя «ломать» ребёнка и прививать ему ложные ценности, присутствующие в современном обществе.
Честность еще дороже порядочным людям, чем ученость людям образованным.
Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то наверняка этот кто-то был дурак.
Искусство усиливать наслаждение заключается в умении быть скупым на него.
Во все времена будут люди, которым суждено подчиняться воззрениям своего века, своей страны и своего общества. Иной корчит из себя сегодня вольнодумца и философа; по той же причине он обязательно был бы фанатиком во времена Лиги.
Жить — это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь.
Золото и серебро — на взгляд поэта, железо и хлеб — на взгляд философа — вот что цивилизовало людей и погубило человеческий род.
Иной сходит в могилу ста лет, а умер, едва родившись.
Порывы чувствительных сердец кажутся химерами всякому, кто их не испытывал; и любовь к отечеству, во сто крат более пылкая и более сладостная, чем любовь к возлюбленной, познается только тогда, когда ее испытаешь.
Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, тогда ум тоже начинает двигаться.
Самым близким к естественному состоянию из всех тех занятий, которые способны обеспечить существование человека, является труд его рук. Из всех общественных положений самое независимое от судьбы и от людей — положение ремесленника.
Люди от природы ленивы; но страстное стремление к труду — это первый плод благоустроенного общества; и если народ вновь впадает в состояние лени и безразличия, то это происходит опять-таки из-за несправедливости этого же самого общества, которое не придает уже больше труду той цены, которой он заслуживает.
Воздержанность и труд — вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им.
Трудись для того, чтоб наслаждаться.
Неподкупный глаз честного человека всегда беспокоит мошенников.
Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней.
Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили.
Хула — очень удобная вещь: нападают с помощью одного слова, а нужны целые страницы для защиты.
Фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами.
Лгать самому себе для своей выгоды — подделка; лгать для выгоды другого — подлог; лгать для того, чтоб повредить, — клевета; это худший вред лжи.
Оскорбления — это доводы неправых.
Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее.
Ложное может выступать в бесконечных сочетаниях, истина же существует лишь в одном виде.
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один.
Правдивое сердце — главное оружие истины.
Мы видим вокруг нас почти только таких людей, которые жалуются на свою жизнь, и многих таких, которые лишают себя жизни, когда это в их власти; законы божеский и человеческий вместе едва способны остановить этот беспорядок. А случалось ли вам когда- либо слышать, чтобы дикарь на свободе хотя бы только подумал о том, чтобы жаловаться на жизнь и кончать с собою. Судите же с меньшим высокомерием о том, по какую сторону мы видим подлинное человеческое несчастье.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через