Соответствует ли подготовка выпускников российских колледжей современным требованиям? Ответить на этот вопрос утвердительно очень сложно, поскольку, несмотря на кажущееся улучшение качества средне-профессионального образования, остается открытым ряд важных проблем, некоторые из которых явно не скоро будут решаться. И в данной статье мы предлагаем более детально рассмотреть наиболее значимые проблемы российского СПО.
Сегодня российские предприятия остро нуждаются в высококвалифицированных специалистах, которые не только хорошо подкованы в теории и практике, но и могут адаптироваться к современным условиям производства. Соответствует ли подготовка выпускников российских колледжей этим ожиданиям?
Ответить на этот вопрос утвердительно очень сложно, поскольку, несмотря на кажущееся улучшение качества средне-профессионального образования, остается открытым ряд важных проблем, некоторые из которых явно не скоро будут решаться. И в данной статье мы предлагаем более детально рассмотреть наиболее значимые проблемы российского СПО.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПО
НИЗКИЕ СТИПЕНДИИ
Как это ни печально, но в большинстве отечественных колледжей стипендия составляет всего 500-700 рублей, что втрое меньше ВУЗовской стипендии (которую, кстати, многие считают мизерной). При этом система обучения и уровень нагрузки по программам СПО во многом схожа с обучением на "вышке": те же семестры, сессии, лекции, семинары и пр.
А ведь потребности 15-16-летних студентов колледжей мало чем отличаются от потребностей молодых людей, обучающихся в ВУЗах. Вряд ли пособие в таком размере их сильно выручает, и маловероятно, что кто-то сильно расстраивается "слетев" со стипендии. К слову, для того чтобы потерять даже такую незначительную материальную помощь от государства, студенту колледжа достаточно получить только одну тройку на сессии.
ЖЕЛАНИЕ ИЗБЕЖАТЬ ЕГЭ
Как известно, в колледж можно поступить после 9-го класса. Причем при поступлении абитуриенту необходимо сдать только вступительные испытания, а после получения средне-профессионального образования, он может подать документы в ВУЗ без ЕГЭ (правда, при условии, что выпускник не меняет специальность).
Таким образом, заинтересованность в СПО среди молодежи зачастую объясняется простым желанием не сдавать ЕГЭ и впоследствии получить высшее образование. А сами рабочие специальности по-прежнему малопривлекательны для молодежи, так как считаются низкооплачиваемыми, не престижными и не особо перспективными в плане карьерного и личностного развития. Другими словами, обучающихся в колледжах вроде бы достаточно, но вот работать по полученной специальности они не спешат.
НЕДОСТАТОЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Во многих странах внебюджетное финансирование СПО составляет около половины всех необходимых средств. К большому сожалению, в нашей стране внебюджетное финансирование составляет всего лишь несколько процентов.
В результате, из-за низкой финансовой поддержки руководство колледжей не может позволить себе не только ремонт изношенных зданий, многие из которых, кстати, не обновлялись с советских времен, но и обновление материально-технической базы. Например, значительная часть оборудования, используемого сегодня во многих средне-профессиональных учебных заведениях, ни в техническом, ни в производственном, ни в научном плане не соответствует современному уровню. И потом, попав на производство, выпускники снова учатся работать с уже более современной техникой.
Несмотря на столь плачевное состояние учебно-производственных площадей большинства российских колледжей, в Комитете Государственной думы по образованию и науке дали понять, что в ближайшее время на улучшение финансирования учреждения СПО могут не рассчитывать. Поэтому сегодня остается последняя надежда на производственные предприятия, заинтересованные в квалифицированных специалистах среднего звена. Возможно, они возьмут на себя заботы по строительству, ремонту и оснащению колледжей.
НЕСООТВЕТСТВИЕ СОВРЕМЕННЫМ ЗАПРОСАМ
В самом начале мы говорили о том, какие специалисты нужны в современной профессиональной среде. К сожалению, выпускники колледжей при устройстве на работу часто испытывают трудности, связанные с возросшими требованиями работодателя и коллег к их знаниям и компетентностям. И это не обязательно касается практических навыков (ведь что-что, а "умение работать за станком" у выпускников колледжей всегда было на хорошем уровне).
Но вот развитию деловых и личностных качеств студентов в наших учреждениях СПО практически не уделяется внимания, поэтому молодые специалисты все чаще сталкиваются с проблемой адаптации на рабочем месте.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через