«Соблюдая стандарты и правила – уменьшаем коррупционные риски!»

«Соблюдая стандарты и правила – уменьшаем коррупционные риски!»

Развитие комплаенс как отдельной функции началось с коррупционных и корпоративных скандалов в США

Важно понимать, что во всем мире одним из опасений инвесторов является риски коррупции и они опасаются инвестировать в страны в высоким уровнем коррупции, в соответствии с лучшей мировой практикой в целях исключения регуляторных и коррупционных рисков вводится комплаенс функция. 

В переводе с английского языка слово «Compliance» означает – соответствие. Наиболее простое описание: «комплаенс» - это соблюдение правил, законов, политик и стандартов. 

Цель комплаенс функции обеспечить ведение бизнеса в рамках законов, этических норм и правил. Функция комплаенс появилась в группе Фонда только в 2017 году и была создана в рамках программы трансформации Фонда и портфельных компаний. Функция призвана обеспечить соблюдение регуляторных требований по вопросам противодействия коррупции и минимизация рисков связанных с материальным и нематериальным ущербом. 

Служба комплаенс вводит механизмы предотвращения коррупционных рисков, согласно антикоррупционному законодательству нашей страны, так и наилучшей международной практике противодействия коррупции. 

Развитие комплаенс как отдельной функции началось с коррупционных и корпоративных скандалов в США, таких как «Уотергейтский скандал», крах Enron которые раскрыли многочисленные случаи финансовых нарушений и коррупции. 

В результате в США принят Акт о коррупции за рубежом 1977 года (FCPA — Foreign Corrupt Practices Act). FCPA установил жесткие правила контроля, ввел требования к бухгалтерской и финансовой документации, установил правила взаимоотношений с государственными чиновниками. 

В 2010 году — Великобританией принят Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством (UK Bribery Act), положения которого по сути делают обязательным создание комплаенс служб, для тех компаний, которые подпадают под его экстерриториальное действие.

 

О Службе Комплаенс в АО «Самрук-Энерго»

Служба комплаенс в Компании:

  • Обеспечивает публичную демонстрацию приверженности Компании к профессионализму, прозрачности и честности.

  • Помогает руководству в управлении комплаенс-риском с целью предотвратить неправомерные действия или эффективно решать, если они уже произошли.

  • Ответственна перед органом управления (Совет директоров) Компании предупреждать их о любых известных комплаенс-рисках.

  • Поднимать любые существенные вопросы, вызывающие озабоченность, не опасаясь давления (независимость).

  • Помогает руководству идентифицировать и управлять конфликтами интересов.

  • Решения и рекомендации Службы «Комплаенс» должны приниматься с должным вниманием, и встраиваться в процессы и процедуры Компании.

Комплаенс программа Компании предусматривает такие направления как:

- Привлечение третьих лиц – снижение рисков коррупции и мошенничества путем внедрения процедур надлежащей проверки благонадежности клиентов, контрагентов, поставщиков ТРУ

- конфликт интересов – приверженность стандартам поведения при возникновении конфликта интересов, когда личные интересы и связи работника могут влиять на процесс принятия решений

- справедливый найм работников: создание равных условий найма, меритократия

- принятие и дарение подарков, оказание знаков гостеприимства – обозначить черту после которой подарок становится взяткой с целью получения возможности манипулирования должностным лицом в своих интересах.

 

В чем заключается важность Комплаенс и где можно освоить эту новую профессию?

Прежде всего комплаенс начинается с высшего уровня (Тон сверху). Комплаенс будет наиболее эффективным при такой корпоративной культуре, в которой серьезное внимание уделяется этичности, честности и законопослушности, а совет директоров и высшее руководство показывают пример другим работникам. 

Комплаенс - касается каждого работника Компании и должно рассматриваться как неотъемлемая часть деятельности Компании.

В настоящее время в ВУЗах не готовят специалистов по комплаенс, в комплаенс в основном приходят с юридическим образованием и опытом в этом направлении. Для комплаенс специалиста важно толковать требования законодательства и понимать не только букву но и дух Закона. Однако немало специалистов, перешедших с финансовой сферы в таких направлениях комплаенс как противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма (ПОД/ФТ). 

Для специалистов комплаенс сейчас предлагается профессиональная сертификация по различным направлениям комплаенс Международной ассоциации комплаенс (ICA). Также имеется профессиональная сертификация для специалистов ПОД/ФТ субъектов финансового мониторинга – ACAMS.   

 

Какие меры принимают комплаенс-службы для предотвращения со стороны новых субъектов коррупции злоупотребления должностными полномочиями?

В рамках нововведений Службой комплаенс был разработан обзор изменений, в антикоррупционное законодательство которые влияют на деятельность Компании. Проводилось обучение всех работников Компании и ДЗО по данным изменениям. 

Также в рамках повышения культуры планируется совещание руководства Компании и ДЗО с представителями Агентства на этой неделе.

Разработан и 6 ноября 2020г. утвержден на заседании Совета директоров План мероприятий по реализации требований Закона. В рамках которого мы определили круг лиц являющихся субъектами Закона и на которых теперь будут распространяться требования по финансовому контролю и антикоррупционным ограничениям (в том числе близкие родственники), разъяснили порядок передачи, хранения и реализации подарков и знаков гостеприимства, также о раскрытии информации о конфликте интересов.

Важно понимать, что Служба комплаенс не карательный орган, функция которая помогает управлять и предупреждать возникновение комплаенс рисков в деятельности компании. Как говорят в службу комплаенс работники обращаются за справедливостью и наша служба в своем роде «Лига справедливости» (если не знаете это фильм про супергероев от DC) 

 

О работе комплаенс Службы в «Самрук-Энерго»

Служба комплаенс в соответствии с лучшей мировой практикой подотчетна Совету директоров Компании, таким образом исключается влияние исполнительного органа в деятельность Службы. Все рекомендации и замечания Службы комплаенс со стороны руководства компании принимается на должном уровне. 

В рамках поручений акционера мы провели в прошлом году оценку коррупционных рисков в процессах Компании и ДЗО. Выявили проблемные и наиболее подверженные коррупционным рискам области. По итогам анализа (оценки) коррупционных рисков осуществили ряд мероприятий по их минимизации.

Мне импонирует работа Агентства осуществляемая в рамках поручений Президента и как она за короткое время превратилась из грозного карательного органа в открытый и орган который всегда готов помочь, что подтверждается их постоянными онлайн брифингами, отчетами о проделанной работе, проект Адалдык аланы, что не противоречит направлению «слышащего государства».

В рамках комплаенс программы осуществляется работа по обучению персонала по формированию корпоративной культуры нетерпимости к любым проявлениям коррупции, проверка благонадежности третьих лиц до установления деловых отношений, мониторинг коррупционных рисков в бизнес процессах, комплаенс расследования по выявленным нарушениям и многое другое.  Создана страница службы комплаенс на вн портале компании, где публикуется обучающая информация, информация о деятельности комплаенс за определнный период, видеоролики и новости касающиеся комплаенс. На мониторах всех работников установлены скринсейверы с цитататми комплаенс политик и кодекса поведения.

 

О нарушениях в компании прежде всего становится известно в основном от самих работников

Горячая линия во всей группе Фонда централизована, ранее независимым оператором была компания из большой 4ки, в настоящее время оператором является Центр социального взаимодействия и коммуникаций. 

О нарушениях в компании, прежде всего, становится известно в основном от самих работников и необходимо отметить важность именно независимой горячей линии. Так ранее горячая линия представляла собой выделенный телефонный номер или электронный адрес компании (в основном Служб безопасности), у работника возникала боязнь преследования со стороны руководства и других работников. В настоящее время Политика горячей линии может обеспечить полную конфиденциальность заявителя и защиту от притеснений других работников. Также необходимо отметить что все без исключения обращения и жалобы (в том числе и анонимные) поступившие на горячую линию рассматриваются. 

В среднем в год в нашу Компанию поступают около 30 обращений. 



О конфликте интересов

Выявление и исключение случаев конфликта интересов также является зоной ответственности Службы комплаенс. Нередко при проверках и оценке коррупционных рисков выявляется конфликт интересов. 

Конфликт интересов - противоречие между личными интересами, при котором личные интересы могут привести к неисполнению и (или) ненадлежащему исполнению ими своих должностных обязанностей. 

Даже если сотрудник решает вопрос с личной выгодой без вреда для компании, он создает коррупционный риск.

 

Пресс-центр Антикоррупционной службы РК